"Замечательный урок для нас всех", — радиоведущий Матвей Ганапольский о смерти Михаила Задорнова к его чести в эфире своей программы обош5лся без откровенного злорадства. Но все равно удивил. Особенно, сравнениями концертов сатирика с новостными и аналитическими программами на телевидении. Мол, прославился "юморесками раздора". Впрочем, для представителей псевдо-либеральной тусовки подобное вообще характерно. Скажем, небезызвестная Божена Рынска в день смерти Задорнова вдруг решила процитировать старый анекдот, тот, в котором "о мертвых или хорошо или ничего", поэтому "давайте молча спляшем". Позже оправдывалась: якобы, не имела в виду никого конкретного. Но осадок все равно остался. Ну, а особенно обсуждаемой стала заметка журналиста Юрия Сапрыкина. У себя в Telegram он назвал Михаила Задорнова "автором одной темы", дескать, "его перемолола травма от столкновения с Западом, шок от выезда в загранпоездку". Тон — то ли ироничный, то ли и вовсе издевательский. Вот только оценили далеко не все.
В Интернете было много отзывов самых разных людей. Вспоминали благотворительность Задорнова, вспоминали, что он помогал в трудные 90-е годы своим искусством. Процитирую Семена Слепакова: "Радует лишь то, что после смерти Сапрыкина вообще никакой статьи не выйдет. Если он, конечно, не совершит самоподрыв в людном месте. Не дай Бог. Прошу прощения за резкость".
Жанр некролога, когда ушедшего в мир иной знаменитого человека ругают, над ним иронизируют, выкладывают сплетни, появился в начале XXI века. Например, журналистка Юлия Яковлева написала такой некролог о великой балерине Наталии Дудинской, и на гражданской панихиде почетные граждане Петербурга просили публичных извинений. Тогда, в 2003-м, такой некролог был подобен разорвавшейся бомбе. Сейчас, похоже, это становится привычным.
В таком духе написан "некролог" Михаила Задорнова журналистом Сапрыкиным. Вот отрывок: "Из всего наследия автора я могу сейчас вспомнить лишь один диалог из старого рассказа в журнале "Юность", кажется, о том, как пациент психбольницы представляет, что проходит собеседование в разведчики: "Вы владеете языком? – В совершенстве! – Будете наклеивать марки на конверты!". Очень похоже на краткое резюме всех его геополитических изысканий, если не вообще судьбы".
Сапрыкин пинает мертвого льва. В среде приличных людей это всегда осуждают. "Это этическая низость, это безобразно, это стало возможно в эпоху Интернета, такая безнаказанность", — говорит искусствовед, литератор Юрий Кублановский.
Михаил Задорнов, как не относиться к жанру, в котором он работал, — конечно, знаменитость, человек которого любили миллионы. Человек, который занимался благотворительностью, не афишируя этого. Известно, что он помогал многим русским, которые жили в Латвии. Масштабная личность. Красивый человек, всегда в великолепной физической форме. По сцене ходил на руках. Собирал не то, что полные залы. Переаншлаги. Сапрыгин назвал Задорнова "автором одной шутки". Регина Дубовицкая высказалась по поводу этого так: "Дай Бог всем сатирикам собирать такие залы, как Задорнов Миша. И вообще он не в каком-то жанре работал, он сам был жанр, явление. А этот журналист просто завидует".
Сапрыкин — диджей, автор колонок, главред "Афиши" некоторое время, участник протестных движений. Упоминается, что после статьи 2008 года о хипстерах, Сапрыкин стал считаться специалистом в этом вопросе. Ну что же — серьезная, глобальная и сложная для изучения тема. И вот еще: в 2012 году Сапрыкин активно протестовал против возвращения в Уголовный кодекс статьи о клевете, ранее отмененной. Видимо, тогда, Сапрыкин предвидел, что будет писать материалы, после которых на него могут подать в суд. Юрист, адвокат Константин Ящук по нашей просьбе изучил статью Юрия Сапрыкина. Его вердикт такой: "Заинтересованные лица могут обратиться в суд о защите чести и достоинства, в рамках суда назначат лингвистическую экспертизу, которая поставит вопрос о содержании негативной информации и клеветы".
И последнее. Жанр ругательного безобразного некролога будет процветать до тех пор, пока никто не дает отпор и не подает в суд.