Человек против системы, системы построенной на лицемерии, игнорировании экологических норм и прав человека
История Юрия Игорьевича Было, потомственного нефтяника, который работая в южном подразделение крупнейшей российской нефтяной компании, несколько лет настойчиво пытался добиться от руководства устранения нарушений экологических требований и правил промышленной безопасности.
Юрий Игорьевич Было пришел на работу в «Краснодарнефтегаз» в 1991 году. Последние семь лет занимал должность мастера газовой компрессорной станции (ГКС) "Ключевая" в курортном городе Горячий Ключ Краснодарского края, принадлежащей дочке "Роснефти" - ООО "РН-Краснодарнефтегаз". Имел поощрения от руководства и Администрации города. Коллегами и руководством характеризовался «как порядочный работник с активной жизненной позицией в части нетерпимости к допускаемым на предприятии нарушениям"(формулировка из материалов суда).
Как человек ответственный и принципиальный, Юрий Игорьевич не мог закрыть глаза на постоянные нарушения политики и стандартов компании в области экологической, промышленной, экономической безопасности и охраны труда при эксплуатации станции. Самым вопиющим из этих нарушений был длившийся с момента запуска этой станции в 1996 году непрекращающийся сброс в атмосферу колоссальных объемов попутного нефтяного газа.
По данным Экологической Вахты по Северному Кавказу, имеющих сканы сотен страниц документов (докладных, актов, свидетельских показаний работников компании, журналов перекачки газа, журналов на счётчик учёта сбрасываемого газа на свечу рассеивания, журналов производственного контроля), заявленная максимальная мощность ГКС "Ключевая" - 150 тысяч кубических метров газа (реально - 140 тысяч), а с месторождений ежедневно поступает 250-300 тысяч и более, кубов газа. "Лишний" газ без сжигания просто сбрасывали в атмосферу через факел, который функционировал в режиме «свечи рассеивания» при отсутствии исправной системы розжига. Имелся и другой скрытый факел ГКС, который нигде, как источник загрязнения окружающей среды, не фигурировал, и который многочисленные проверки «не обнаружили».
Длилась эта ситуация долгие годы, все к ней привыкли как к норме, пока вступивший в должность мастера на станции Юрий Игорьевич Было, работавший до этого госинспектором по охране труда в нефтегазовой отрасли и ведущим инженером по промбезопасности и ЧС, не забил тревогу, пытаясь привлечь к этой проблеме внимание своего руководства.
Координатор Эко Вахты Андрей Рудомаха привёл некоторые выдержки из докладных, актов и записей в журнале производственного контроля:
-"…сброс газа без его предварительного сжигания на протяжении 10 лет производится постоянно, ежедневно и неофициально" (информация в Филиал НГДП №1 "Краснодарнефтегаза" от 27.03.2007г.);
- "…постоянный сброс излишков газа без его предварительного сжигания производится с момента пуска КС в эксплуатацию" (акт от 08.02.2009г.);
- "…не согласны с непринятием мер по подготовке, утилизации газа, сбрасываемого в атмосферу курортного города до 100 тыс. м3 в сутки" (обращение работников станции к Президенту компании "Роснефть" от 03.05.2013г.);
- "…выявлены следующие нарушения законодательства: "непрекращающийся сброс попутного нефтяного газа в атмосферу без сжигания (только на одном факеле, превращенном в свечу рассеивания, объем сброса составляет 100 тысяч кубических метров в сутки. Возникает вопрос инвентаризации выбросов и оплаты за них в полном объеме с 1996 года" (обращение Ю.Было в Белореченский межрайонный следственный отдел от 06.06.2013г.).
Юрий Игорьевич обращал внимание руководства и на другие проблемы на ГКС "Ключевая", касающиеся соблюдения норм в сфере промышленной и экономической безопасности, охраны труда, промышленной санитарии, пожарной безопасности, налогового законодательства.
Однако все усилия Юрия Игорьевича оказались бесплодны. На критическую ситуацию на "Ключевой" не отреагировали должным образом ни компания, ни контрольные органы. Никто не удосужился провести объективную проверку, с привлечением общественности (возможность чего задекларирована в нормативных актах НК «РН»), по представленным Юрием Игорьевичем фактам, подтверждённым множеством документов.
В официальных ответах госорганов из письма в письмо повторялась дежурная фраза "факты сброса ООО "РН-Краснодарнефтегаз" попутного нефтяного газа в атмосферу с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды не подтвердились. Уведомляем об окончании переписки".
При этом ни один из них даже не сделал попытки изучить сотни документов, которые предоставил Юрий Было. К проведению проверок не были привлечены независимые квалифицированные эксперты, не были получены необходимые первичные документы у ООО "РН-Краснодарнефтегаз", все выводы контрольных органов базировались на утверждениях представителей самой проверяемой компании.
А в "РН-Краснодарнефтегаз", вместо того, чтобы принять соответствующие меры по решению действительно острых как с экологической, так и с экономической точки зрения проблем, началась травля Юрия Игорьевича. В его работе стали выискивать признаки хоть каких-нибудь нарушений. Когда реальных нарушений найти не удалось - их стали ему приписывать.
Был сокращён с работы и отец Юрия - главный специалист отдела охраны труда, экологии, промбезопасности и ЧС ООО "РН-Краснодарнефтегаз», также требующий от региональных менеджеров утилизации нефтяного газа.
Была искусственно создана нездоровая моральная атмосфера в коллективе ГКС "Ключевая". Но многие сотрудники, рискуя быть уволенными, продолжали поддерживать Юрия Игорьевича, так как поднятые им вопросы не были им безразличны, как работникам компании и жителям курортного города, о чём, в том числе, говорят опубликованные свидетельские показания против ООО «НК РН-Краснодарнефтегаз».
В результате непрекращающейся травли, сам Юрий Было был доведён до гипертонического криза, отстранен от работы по состоянию здоровья, в 44 года освидетельствован на 1 гр. инвалидности и уволен без возмещения вреда здоровью. А пока суд да дело, при бездействии контролирующих служб, сейчас уже никто не мешает продолжать сбрасывать с ГКС "Ключевая" попутный нефтяной газ в атмосферу /из пресс- релиза Эко Вахты от 23 мая 2014 г/.
Как резюмировал А. Рудомаха: «Ценой огромных материальных затрат и нанесения колоссального ущерба окружающей среде разрабатывается несколько нефтяных месторождений. В результате этой разработки в крупных объемах добывается ценный побочный продукт - нефтяной газ, который можно использовать как топливо для самых различных хозяйственных и бытовых нужд. Газа много, и его излишки в огромных количествах выбрасываются в буквальном смысле слова "на ветер". Рядом на территории того же Горячего Ключа много населенных пунктов, страдающих от отсутствия газоснабжения, люди вынуждены отапливать дома дровами и углем. Эта абсурдная ситуация длится годами и, судя по всему, устраивает как "Роснефть", так и местные власти..».
Все это происходит в компании, которая декларирует принципы приоритета жизни и здоровья людей, открытости и право каждого работника вмешиваться в ситуации, когда работа выполняется небезопасно,
в компании, в которой функционирует интегрированная система управления промышленной безопасностью, охраной труда и окружающей среды,
в компании, которая заявляет, что система экологического менеджмента в ней соответствует требованиям международного стандарта ISO 14001:2004.
Насколько неблагополучно сложилась ситуация в коллективе ГКС красноречиво говорит данные по инвалидности:
с 2014 г по 2015 г два человека из двенадцати работавших на станции оформили инвалидность 1 группы (гипертонический криз вследствии психологической травли, микроинсульт, осложнения) и 2 группы (рак), а еще один работник специализированной организации, обратившийся с другими работниками в прокуратуру по условиям труда на ГКС, позже скончался (рак).
Увольнение не сломало Юрия Игорьевича. Он продолжил добиваться правды. На данный момент по выявленным им фактам уже имеется шесть судебных решений, предусматривающих, и уголовную ответственность, и административные наказания в виде штрафов, как для предприятия, так и для сотрудников, виновных в нарушениях, отдельные из которых осуждены за хищение собственности компании на ГКС «Ключевая» при попустительстве и участии службы охраны.
Существенную помощь Юрию Игоревичу оказывали Экологическая Вахта по Северному Кавказу, член СПЧ при Президенте Адыгея А. Рудомаха, политик С. Митрохин /»Яблоко»/, правозащитник А. Бабушкин /«Яблоко»/.
Представители компании не спешат возмещать вред здоровью Юрию Игорьевичу и в настоящее время в судах г. Краснодара стараются выиграть дело у него, не брезгуя давлением на свидетелей, препятствуя разработке мероприятий по недопущению повторения произвола в отношении работников, выполняющих в интересах компании свои должностные обязанности.
Ресурсов у компании значительно больше чем у Юрия Игорьевича, поэтому он сейчас остро нуждается в квалифицированной юридической помощи, широкой огласке неправомерных действий компании и общественном внимание к судебным процессам.
В целом происходящее с Юрием Игорьевичем Было и события на ГКС "Ключевая" достаточно хорошо иллюстрирует нравы и порядки в крупнейшей нефтяной компании России, её отношение к своим работникам и охране окружающей среды.