В Новосибирске арестован теперь уже бывший глава Следственного комитета по Кемеровской области Сергей Калинкин. Его обвиняют в вымогательстве контрольного пакета акций кузбасской шахты. Их рыночная стоимость — около миллиарда рублей. Фигурантами этого уголовного дела являются также два вице-губернатора Кемеровской области.
Генерал Сергей Калинкин сегодня снова ночует не дома. Из изолятора временного содержания его перевели в обычный следственный. Глава кемеровского главка СКР арестован на два месяца и временно отстранён от должности.
Теперь генерал — обычный подследственный. Каждый шаг — под конвоем и в наручниках. В зале суда Калинкин нервничает. По ту сторону клетки он не был никогда. В октябре 2013 года возглавил кемеровское управление СКР, до этого шесть лет отработал первым заместителем.
"Я верой и правдой служил все это время, ну, действительно. И так разочароваться в своей службе, ну…", — говорит обвиняемый Калинкин.
Но его правда отличается от позиции официального следствия. Предположительно, генерал Калинкин участвовал в схеме по отъему угольного "Разреза "Инской". Когда летом у предприятия возникли серьёзные финансовые проблемы, шахту решили переподарить.
Июль, 2016 год. Шахтеры бастуют, грозят перекрыть Транссиб. Уже четыре месяца без денег. На угольный разрез приезжает вице-губернатор Александр Данильченко — он тоже под следствием. И сообщает: теперь у предприятия новый собственник — миллиардер Александр Щукин. Прежний совладелец — Антон Цыганков — якобы переуступил ему свои акции.
"Я его не заставлял продавать акции. Единственный вопрос — выплатить заработную плату работникам", — заявил обвиняемый Данильченко.
Но и здесь позиция вице-губернатора с официальным следствием расходится. На Цыганкова, как следует из материалов уголовного дела, давили. На собственника предприятия возбудили уголовное дела, тем самым вынуждая отказаться от шахты.
"Там больше девяти миллиардов долгов. И за этот актив мы всем Кузбассом боролись, чтобы получить какую-то прибыль. Где прибыль? Сами, сами понимаете… Зачем генералу это угольное предприятие? Да и я на этот вопрос хочу, чтобы мне следователь разъяснил", — объясняет Калинкин.
За шахту, как установлено следствием, боролись начальник кемеровского главка СКР, два вице-губернатора и местный олигарх Александр Щукин. Последний прячет лицо от телекамер, когда его ведут по коридору суда. Семья живёт за границей. Сам входит в список богатейших бизнесменов России. У генерала Сергея Калинкина, как он сам говорит, доходы куда скромнее.
"Обычная квартира, и то она мне не принадлежит. Квартира моей гражданской жены. У меня нет своего жилья. Ну, я не голодаю, могу вам точно сказать", — сообщил Калинкин.
Свой интерес к угольному разрезу Сергей Калинкин объясняет воспоминаниями о молодости. Он по первому образованию — шахтёр. Когда-то сам работал под землёй. Но, как полагает следствие, душевный порыв спасти предприятие все-таки затмила корысть — заработать денег. И это им предстоит доказать.