Российским военным нужны не только воздушные беспилотники, но и морские, вдруг поняли в Минобороны РФ – и приняли решение о создании Технического совета по развитию беспилотных систем и технологий морского применения. Главной задачей этой рабочей межведомственной группы станет разработка и ввод в строй, причем в ускоренном режиме, в частности, безэкипажных катеров (БЭК).
Руководить новой структурой будет главком ВМФ РФ адмирал Александр Моисеев, в ее работе также будут участвовать представители администрации президента, Центра беспилотных систем и технологий (ЦБСТ), «Единой России», «Народного фронта», некоторых малых и средних предприятий ВПК, разрабатывающих и производящих морские беспилотники.
Главком ВМФ уже ознакомился с некоторыми наработками резидентов ЦБСТ, из которых, правда, беспилотников морского применения не так много. К стадии серийной реализации в интересах военного флота приблизились создатели БЭК «Катран», FPV-дрона «Скворец ВМФ», адаптированного к запуску с кораблей, катеров, сообщается в публикации.
Некоторые наблюдатели указывают на недостаточные темпы развития этого направления беспилотных систем – в частности, за три года наш флот не получили ни одного серийного изделия, разве что несколько экземпляров «Катрана» и возможных поставок тяжелых БЭК «Визирь» в текущем году. В общем, новая структура намерена оценивать и внедрять по необходимости новые разработки не через года, а «здесь и сейчас».
В Минобороны уже поставили задачу до 31 августа провести необходимые мероприятия по отбору технологий и передаче ВМФ к 31 октября перспективных изделий для функциональных испытаний, чтобы сформировать соответствующий госзаказ, запустить в серийное производство и поставить на вооружение. Все в ускоренном режиме.
Помимо «Катрана» члены технического совета выделили систему связи «Гермес» программно-аппаратные комплексы «Площадь» и «Орбита» – все эти разработки могут получить дальнейшее развитие и внедрены в производство. Главком ВМФ обратил внимание на универсальную наземную станцию управления БЭКами, производством которой занимается компания «Красный дельфин».
Военный эксперт, капитан 1-го ранга запаса Сергей Ищенко отметил, что работы для российских боевых безэкипажных катеров, в случае их принятия на вооружение, будет предостаточно.
– Цели для них сразу найдутся. Следует учесть, что безэкипажные катера применяются не только против кораблей. Скажем, украинская сторона на практике показала, что БЭКи можно использовать против береговых целей, устанавливая на них реактивные установки, малогабаритные ракеты и производя обстрелы.
«СП»: Где мы могли бы использовать безэкипажные катера?
– Скажем, в районе Одессы, если бы нам было чем. Но мы их не наносим, потому что нечем. Привлекательной целью мог бы стать железнодорожный мост в Затоке, по которому идут грузы со стороны Румынии в Одессу. Так что целей полно, просто бить порой нечем.
«СП»: Почему тогда сразу не озаботились наличием БЭКов – за три года СВО флоту практически ничего не передали?
– Этот вопрос, конечно, лучше всего адресовать Министерству обороны и Генеральному штабу, которые должны были спрогнозировать возрастающую роль беспилотных систем в современных войнах – хотя бы на примере войны в Карабахе, где Азербайджан их довольно успешно применял. Но мы прохлопали этот момент.
Надо сказать, СВО мы начали не только без морских беспилотников, а в целом с довольно малоэффективными беспилотниками. За этот просчет заплатили большой кровью, а потом принялись в ходе боевых действий навёрстывать отставание, я имею в виду в воздушные дроны.
А в море пока трудно оценить наши возможности, потому что мы их вообще никак пока не применяли, эти морские системы использовали только против нас.
Поэтому определить возможности нашего ВМФ в области морских беспилотников достаточно сложно. Мы видим, что на выставках появляются какие-то образцы, но насколько они хороши или плохи – это могут показать только военные действия.
«СП»: Насколько сложнее наверстывать будет упущенное в сфере морских беспилотников? Ведь с воздушными мы вроде смогли это сделать?
– Да, конечно. Мы наверстали, но во многом, конечно, с помощью Ирана. Происхождение наших «Гераней» известно. Что касается морских беспилотников, полагаю, с тем, чем располагает сегодня Украина, вообще мало кто может сравниться.
Над «украинскими» морскими системами работают сегодня американцы и британцы, в том числе подводными. Но понять, какова их результативность, можно только в ходе реальных боевых действий. Судить на уровне выставок, конечно, не стоит.
«СП»: То есть, украинская сторона создавала свои морские беспилотные системы при помощи США и Великобритании?
– Да, без сомнения, именно так.
Военный эксперт, капитан 1-го ранга запаса Василий Дандыкин напомнил, что что уже на прошлогодних манёврах «Океан-2024», одних из крупнейших в истории современного российского флота, рассматривался вопрос применения БЭКов.
– Причем обсуждался в двух аспектах – по отражению атак морских беспилотных систем и применению их нашей стороной.
Таковые у нас уже имеются. Вся система подготовки, в том числе курсантов военно-морских училищ, слушателей академии Кузнецова, строится с учетом их использования.
Кроме того, строительство кораблей идет с учетом оснащения безэкипажными катерами. Разумеется, предусматриваются и средства отражения атак беспилотных систем, начиная от крупнокалиберных пулеметов и других средств.
«СП»: Украинская сторона использует достаточно активно…
– Они тоже начинали с простого. А теперь совершенствуют их, оснащают ракетными установками для удара по берегу, а также средствами противовоздушной обороны. Мы ведь приноровились их БЭКи с вертолетов уничтожать, они отстреливаются.
В общем, сейчас вопрос активно рассматривается – начиная от промышленного производства, применения и так далее. Мы к этому пришли после известных печальных событий на Черном море.
Как известно, в прошлом году вышел указа президента о создании морской коллегии, в нем были обозначены направления развития флота на ближайшие годы, выделены серьезные деньги на различные задачи, в том числе развитие безэкипажных средств поражения, не обязательно катеров.
Скажем, у американцев есть достаточно большого водоизмещения безэкипажные корабли. Это могут быть и подводные аппараты. В общем, направлений много.