За кино без мата
Автор – fedotov1384
21 января информационное пространство взорвала новость о том, что несколько известных кинематографистов пытаются торпедировать недавно принятый закон о запрете нецензурной брани в кино. Напомню, что закон, направленный на ограничение оборота произведений, содержащих нецензурную брань, был принят около года назад и вступил в силу с 1 июля 2014 г. Он запрещает использовать нецензурную лексику на телевидении, в театре и кино.
И вот, спустя полгода, кинорежиссёры Никита Михалков, Фёдор Бондарчук, Карен Шахназаров, Сергей Мирошниченко, Владимир Хотиненко и Олег Табаков пишут письмо на имя премьер-министра Дмитрия Медведева с просьбой «дать поручение о внесении поправки в действующее законодательство, предусматривающие возможность выдачи прокатного удостоверения с возрастным ограничением «18+» для фильмов, которые в целях реализации художественного замысла могут содержать нецензурные выражения…» Дело в том, что, в связи с принятием Федерального закона №101 – ФЗ, c 1 июля 2014 года не будет выдаваться прокатное удостоверение на показ фильма, содержащего нецензурную брань.
Но, по мнению данных режиссёров, «нецензурная брань сама по себе является частью нематериального культурного наследия и традиционно использовалась и используется в художественных произведениях в различных целях, к которым относятся правдивость изображения образов героев, усиление эмоциональной окраски происходящих на экране событий и так далее…» С точки зрения известных кинематографистов, запрет на мат в киноискусстве существенно обедняет возможности художественной реализации авторского замысла.
Главными инициаторами создания данного обращения называют Фёдора Бондарчука и Никиту Михалкова. Мотивация Фёдора Бондарчука мне понятна: совсем недавно он выступил продюсером фильма Валерии Гай Германики «Да и да», в котором присутствует обилие ненормативной лексики. Более того, в своём творчестве он сам использовал нецензурную брань (например, в фильме «9-я рота»). Видимо, для того, чтобы снимать кино для «креативного класса», мат необходим. Иначе не поймут, не оценят. Но ведь обходился без мата великий советский режиссёр Сергей Бондарчук, на творчество которого зачем-то ссылается его сын Фёдор, пытаясь оправдать свой «креативный» взгляд на искусство.
Отсутствие мата не помешало снять Сергею Бондарчуку киношедевры «Судьба человека» и «Война и мир», получившие мировое признание. Прекрасно без ненормативной лексики в творчестве обходились Сергей Эйзенштейн, Михаил Ромм, Андрей Тарковский и другие мэтры отечественного кинематографа. Что говорить, если даже Василий Шукшин, один из главных певцов народной жизни, и тот обходился без мата. Вот что говорит актриса Лидия Федосеева-Шукшина:
«Как настоящий сибирский мужик, Шукшин крепким словом пользовался виртуозно, что в начале наших отношений меня шокировало. Я росла в ленинградской семье, в доме родителей мата не слышала. Самым грубым ругательством было слово «дурак». Даже идиотом никого не называли. И когда от Шукшина впервые услышала крепкие конструкции, у нас с ним по этому поводу был разговор. Он оправдывался, что у него на родине все так узорчато выражаются. Живя со мной, почти перестал выражаться. Если и вырывалось крепкое словцо, извинялся. Но и речи не могло быть о том, чтобы использовать ненормативную лексику в кино. Он и сам этого не хотел, хотя в устах шукшинских героев матерное слово вроде бы должно звучать естественно. Он находил другие слова, которые были не менее выразительными и эмоциональными. Все зависит от таланта художника. Я не знаю, почему считается, что хорошее, правдивое кино без мата не снимешь. Лично меня мат на экране или на сцене коробит. Я и сама не ругаюсь, и не люблю, когда при мне выражаются…»
Но больше всего меня удивляет позиция Никиты Михалкова, который зачем-то встал в одну упряжку с «креативщиком» Фёдором Бондарчуком. Как бы красиво и художественно он сам ни объяснял необходимость мата в кино в особых случаях, инициатива эта работает на идею толерантности – запрет на запрет (запретить запрещать мат в кино). А ведь совсем недавно, Никита Сергеевич в своей авторской программе «Бесогон», изгонял из общества бесов «Овертона» и толерантности, но как выясняется, с искушением нецензурщины не справился. А ведь это обращение к Дмитрию Медведеву может стать началом возвращения мата в телеэфир, на театральные подмостки и т.д. Очень быстро и легко «Бесогон» может превратиться в «троянского коня».
Кому-то может показаться, что с помощью этой истории решили несколько кинематографистов обратить на себя внимание, что тут такого. Закон принят и действует, фильмы с матом в кинотеатрах не идут. Но с 22 января федеральные СМИ начинают бурлить новой волной новостей: «Правительство страны готовит проект закона об отмене возрастной классификации информационной продукции и отмене запрета на нецензурную лексику в прокатном кино и театре, сообщает ТАСС со ссылкой на главу комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Елену Мизулину. Об этом Мизулина рассказала во время выступления на одной из секций в рамках Рождественских чтений».
«У Минкультуры есть законопроект о возвращении нецензурной лексики в кино. Как стало известно «НГ», его планируется быстро провести через Госдуму и ввести в действие уже с апреля этого года. Матерные слова могут быть обращены только к зрителю категории «18+».
«По убеждению Мединского, мат в театр и на телевидение возвращать нельзя. «Мат в литературе: если книга содержит нецензурную брань, она должна быть в запечатанной обложке с ярким стикером и с соответствующей надписью», – считает министр.
Он также рассказал, что понимает желание ряда режиссёров вернуть нецензурные слова в кино, однако необходимо жёстко соблюдать возрастные рейтинги. «У нас сейчас закон широк, но абсолютно неприменим, потому что на всех фильмах «16+» и «18+» детей пускают свободно, никто не обращает на возраст никакого внимания. Зачем законы, которые никто не соблюдает? Давайте уберём лишние грифы и ограничения, но оставим «18+», и это требование будет жёстко соблюдаться, будет большой штраф для кинотеатров, которые его нарушают. И тогда мы будем добиваться уважения к законодательству. Я думаю, примерно в таком контексте Министерство культуры и будет готовить свои предложения», – пояснил свою позицию министр».
Исходя из сделанного Владимиром Мединским заявления, минкульт не планирует возвращать нецензурную брань на телевидение и театральные подмостки, но готовит свои предложения в ответ на письмо кинематографистов. Сейчас очень важно остановить возвращение нецензурной брани на киноэкраны, потому что это в разы сократит количество нецензурной брани в современном кинематографе.
С каждым годом количество нецензурной брани в отечественном кинематографе растёт. Обильно были наполнены матом фильмы «Изображая жертву» К. Серебренникова, «Все умрут, а я останусь» Валерии Гай Германики, «Духless» Р. Прыгунова (этот фильм продюсировал Фёдор Бондарчук). Рекордсменом по нецензурной лексике стал 2014 год, когда были созданы фильмы: «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицина» А. Кончаловского, «Да и да» Валерии Гай Германики, «Левиафан» А. Звягинцева. Т.е. мы наблюдаем рост количества фильмов с использованием подобных «средств выразительности». Но последние фильмы Гай Германики и Звягинцева в соответствии с новым законом будут показаны в кинотеатрах уже без мата. Уверен, что данный закон побудит режиссёров искать иные средства художественной выразительности, примером которых могут считаться киношедевры советских режиссёров.
Более того, поправки в закон могут оказаться «троянским конём», вслед за которым могут появиться подобные обращения от театральных режиссёров и телепродюсеров. Именно поэтому общественное движение «Суть времени» выступает против инициативы о возвращении нецензурной лексики в кино и искусстве в целом. 28 января возле Министерства Культуры РФ прошла серия одиночных пикетов против законопроекта об отмене возрастной классификации информационной продукции и внесении поправок в Федеральный закон от 22 августа 1996 года N 126-ФЗ «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации», который с 1 июля 2014 года запретил выдачу прокатных удостоверений для фильмов с нецензурной лексикой и публичный показ фильмов без прокатного удостоверения.
От редакции РуАНа
Здесь не всё так просто и естественно, как пытаются показать нам безталанные режиссёры, которые без мата якобы не способны выразить свои «светлые» мысли. Дело в том, что, когда человек приучается жить в «ругани и ненависти», это оказывает на него очень сильное отрицательное воздействие. Бранные слова человек обычно не употребляет постоянно, а только тогда, когда уровень эмоций (раздражение) у него выше обычного. А нас пытаются приучить к постоянной «матерной жизни» и таким образом приучить к жизни при постоянном повышенном эмоциональном фоне.
Академик Николай Левашов в своих работах показал, что сильные эмоции открывают изнутри естественную пси-защиту, и человек становится беззащитным перед астральными паразитами из «Тонкого Мира». Астральные паразиты питаются человеческой энергией (жизненной силой). В итоге, снижается «частота звучания» человека, он постепенно опускается в эволюционном плане на всё более нижние уровни Астрального мира и подвергается всё более серьёзным нападениям.
Безследно это ни для кого не проходит: пострадавшие постепенно начинают чаще и дольше болеть, быстро теряют здоровье и «умирают молодыми».
Фёдор Бондарчук ЗА мат в кино, Станислав Говорухин – ПРОТИВ мата
Более подробную и разнообразную информацию о событиях, происходящих в России, на Украине и в других странах нашей прекрасной планеты, можно получить на Интернет-Конференциях, постоянно проводящихся на сайте «Ключи познания». Все Конференции – открытые и совершенно безплатные. Приглашаем всех интересующихся…