После того, как Владимир Путин утвердил изменения в ядерной доктрине РФ, она предполагает возможность ответа ядерным оружием на массированную атаку обычными средствами поражения.
Генералы НАТО, надо полагать, внимательно изучили эти изменения, но блок будто специально нарывается на «ответку», провоцируя Россию.
19 ноября Минобороны сообщило, что ВСУ нанесли удар по Брянской области американскими ракетами дальнего радиуса действия ATACMS. Пять из шести ракет были сбиты, одна повреждена.
20 ноября в западных СМИ прошла информация, что ВСУ нанесли удар французско-британскими ракетами Storm Shadow по Курской области.
21 ноября Россия в ответ нанесла удар по украинскому заводу «Южмаш» новейшей системой «Орешник», которая может разогнать ракету до гиперзвука на коротком расстоянии. Речь идет о ракетной системе средней дальности, в данном случае баллистической ракете в безъядерном гиперзвуковом оснащении. Судя по всему, удар был нанесен «болванками», но и это произвело сильное впечатление.
Всем очевидно: ВСУ при поддержке НАТО раскручивает спираль эскалации. Поэтому если Россию все-таки вынудят пойти на крайние меры, нельзя исключать, что США или страны альянса отреагируют аналогично: начнется обмен ядерными ударами. Что делать и где прятаться, если до этого дойдет?
Прежде всего возникает проблема бомбоубежищ. Журнал TechInsider рассчитал, что в радиусе 6 км от взрыва бомбы мощностью 1 мегатонна ударная волна окажет силу в 180 тонн на стены всех двухэтажных зданий, а скорость ветра составит 255 км/ч. В радиусе 1 км пиковое давление в четыре раза превышает это значение, а скорость ветра может достигать 756 км/ч. 50% энергии ядерного взрыва приходится на ударную волну, 35 – на световой удар, четверть – на радиацию.
Всемирная организация здравоохранения также опубликовала свои данные. На расстоянии 5 км от эпицентра при взрыве мегатонной бомбы будут разрушены все большие здания. То есть речь должна идти о специальных укрытиях, которые должны быть расположены под землей.
Подчеркнем: это при ядерном ударе. Но ATACMS и Storm Shadow, которые Украина с подачи НАТО начала активно применять, также могут привести к значительным разрушениям и гибели мирного населения. Тем более, что военные признают: 100% гарантии ни одна система ПВО в мире дать не может. К этому как мы готовы?
Убежища, построенные в годы холодной войны, пришли в малопригодное состояние. Весь прошлый год региональные власти проводили их инспекцию. О результатах этих проверок ничего неизвестно.
Помимо стационарных убежищ есть мобильные. Подземные бункеры в три раза дороже мобильных, которые предлагает МЧС. Строить их можно везде и достаточно быстро. В городе Дзержинск Нижегородской области уже выпускают такие убежища – «Куб-М». Стандартный вариант рассчитан на 54 человека, возведение его занимает 3 месяца. По сути, это модули, можно устанавливать не два контейнера, а три и больше, увеличивая количество людей, которые могут в нем укрыться.
Понятно, что укрыться надежно можно будет только под землей. Так, в Ленинградской области губернатор Александр Дрозденко уже заявил о планах изымать подвалы у собственников, чтобы создать бомбоубежища. Там будут оборудованы укрытия и обеспечена безопасность на случай чрезвычайных ситуаций.
«Времени на споры сейчас нет. Решение оформим решением оперативного штаба», – написал губернатор своем телеграм-канале.
И добавил, что изъятые подвалы будут отремонтированы, их планируют предоставлять молодежным и социальным клубам, а также волонтерам.
Стоит отметить, что этим летом губернатор Дрозденко утвердил реестр «заглубленных помещений и других сооружений подземного пространства для укрытия неработающего населения Ленинградской области». Речь шла именно об убежищах.
Власти региона еще в 2022 году занялись формированием перечня помещений в многоквартирных домах, которые можно использовать для укрытия при возникновении ЧС.
К сожалению, так ответственно к проблеме оборудования убежищ подходят не везде. Хотя за безопасность людей в случае ядерного, либо ракетного удара отвечают именно местные органы власти.
За комментариями мы обратились к эксперту по безопасности, полковнику МВД в отставке Олегу Хатюшенко.
– Многие бомбоубежища были построены еще при СССР, они находились в ведении Гражданской обороны, затем их передали МЧС. Но в ведомстве сочли, что их содержание достаточно дорого и в этом нет необходимости. А ведь бомбоубежище – это не просто подвальное помещение, оно должно быть оборудовано соответствующим образом, там должны быть места, где можно спать, должны быть запасы воды, сухие пайки, биотуалеты, системы вентиляции, газ и свет. Некоторые из этих подземных укрытий остались, но соответствующим образом не оборудованы, придется все начинать с нуля. И поскольку за безопасность людей отвечают теперь местные органы власти, они этим и займутся, как это уже начали делать в Ленинградской области.
«СП»: А много ли таких убежищ осталось?
– В 80−90 годы их было достаточно. Сейчас многие сданы под склады, и как с этим будут разбираться местные органы власти – другой вопрос. Но у меня больше беспокойства вызывают школы. Есть ли там подвальные помещения, как они оборудованы, есть ли для детей запасы воды, еды, есть ли там свет? Поскольку школы формально подчиняются департаментам образования, очевидно, ответственность на себя надо брать чиновникам от образования и директорам школ.
«СП»: Что вы думаете о модульных конструкциях «Куб-М»? Защитят ли они от ядерного взрыва?
– Эти модульные конструкции, насколько я знаю, будут находиться не под землей, а на улице. А любая конструкция, находящаяся в открытом доступе, будет попросту снесена взрывной волной при ядерном взрыве. Эти «Кубы-М» могут защитить от осколков, от химического воздействия, частично – от грязной бомбы, изготовленной из ядерных отходов, от радиоактивного загрязнения. Но вот от ядерного взрыва они никого не защитят. Все, что находится не под землей, а снаружи, вообще защищает слабо.
Бетонные установки, которые сейчас разместили в Белгороде, защищают от фугасных и осколочных повреждений. Но если в ход пойдут ракеты дальнего радиуса действия типа ATACMS, то любая бетонная конструкция может быть попросту разорвана. Уж не говоря о конструкциях «Куб-М».
«СП»: Где надо находиться во время ядерного взрыва или удара ракеты дальнего радиуса действия?
– На этот случай есть целый ряд официальных рекомендаций МЧС России. Например, о поражающих факторах ядерного оружия. В целом, на случай ЧС существует пять сигналов Гражданской обороны: «Внимание всем!», «Воздушная тревога», «Отбой воздушной тревоги», «Радиационная опасность», «Химическая тревога». С воздушной тревогой и ее отбоем многие населенные пункты уже сталкивались. При угрозе ядерного удара будет подаваться предупредительный сигнал «Внимание всем!». Его сложно не услышать: по всем городам включатся сирены, начнутся прерывистые гудки на предприятиях, транспортных средствах.
Будут работать в режиме оповещения установки громкоговорящей связи, в том числе в метро, на автомобилях служб охраны общественного порядка. В этой ситуации надо срочно включить телевизор или радио, по которым людям сообщат, что они должны делать.