Русское Агентство Новостей
Информационное агентство Русского Общественного Движения «Возрождение. Золотой Век»
RSS

Как защитить русское кино от врагов

1 961

Как защитить русское кино от врагов и паразитов

Прошло несколько дней после вынесения приговора продюсеру Александру Роднянскому, но ещё рано радоваться освобождению нашего кино от контроля либералов и русофобов, самое время присмотреться к следующим "кандидатам"...

 

Бекмамбетов – следующий после Роднянского*? Как защитить русское кино от возвращения всемогущих продюсеров

Автор – Александр Бабицкий

Прошло несколько дней после вынесения приговора продюсеру Александру Роднянскому* – и хотя рано радоваться освобождению нашего кино от контроля либералов и русофобов, самое время присмотреться к следующим "кандидатам". И уж тут никак не обойти стороной фигуру Тимура Бекмамбетова

В октябре 2024-го продюсер Александр Роднянский*, новости о котором после начала СВО переместились из категории "Культура и шоу-бизнес" в раздел "Русофобия", продолжил своё "поступательное движение" – и добрался до рубрики "Криминал".

Человека, который ещё несколько лет назад был одним из законодателей телевизионной и киномоды в нашей стране, признали виновным в дискредитации Вооружённых сил России и приговорили к 8,5 года заключения в колонии общего режима.

И тут самое время вспомнить Тимура Нуруахитовича Бекмамбетова…

Без Бекмамбетова никак

Будь я романтиком, подобно Остапу Бендеру (а великий комбинатор, несомненно, был натурой в высшей степени и высшей пробы романтической), после новости о Роднянском* впору было бы радостно восклицать: "Лёд тронулся, господа присяжные заседатели! Лёд тронулся…". Но поостерегусь с восторгами.

Как защитить русское кино от врагов

Александр Роднянский*. ФОТО: Komsomolskaya Pravda/Global Look Press

Во-первых, удовлетворение от приговора русофобу омрачается тем обстоятельством, что приговор этот заочный – фигурант, изображающий из себя "украинского патриота", давно находится в США.

Во-вторых, процесс перехода от теоретических вздохов на тему "вот как было бы чудесно и прелестно избавить отечественную культуру от влияния либералов-русофобов…" к практическим и, самое главное систематическим шагам в этом направлении сродни тектоническим сдвигам земной коры. То есть событие без преувеличения эпохальное – и тут крайне полезен принцип "пока своими глазами не увижу, не поверю".

Но чтобы не терять времени даром, предлагаю присмотреться к следующему, наиболее очевидному кандидату на то, чтобы обратить на себя внимательный до пронзительности стальной взгляд государства. И это, разумеется, один из главных претендентов на когда-то почётное, а так весьма сомнительного достоинства звание "отца либеральной киноиндустрии России". На того самого Тимура Бекмамбетова.

Как защитить русское кино от врагов

Бекмамбетов Тимур Нуруахитович, 2021. ФОТО: Pavel Kashaev, Павел Кашаев/Global Look Press

Тем более что у него, в отличие от украинца Роднянского*, паспорт с двуглавым орлом в наличии. Пусть и параллельно с израильским гражданством.

От "Дозоров" до "Ёлок"

У отечественных киноманов ассоциации с фамилией Бекмамбетова трёхслойные. И располагаются они подобно археологическим культурным слоям: сверху самые поздние, а затем – чем ниже, тем старше, чем глубже, тем древнее.

На поверхности – отождествление Бекмамбетова как автора, вдохновителя, продюсера и иногда режиссёра сверхприбыльной новогодней кинофраншизы "Ёлки". Более 10 лет в качестве неизменной приметы праздничного проката, с десяток фильмов и миллиарды рублей суммарных кассовых сборов – наглядное пособие, как сделать большие деньги почти что из ничего. Вернее, из типовых сюжетных заготовок и повышенного зрительского запроса на сентиментально-комедийную атмосферу "С Новым годом, с новым счастьем!..".

Как защитить русское кино от врагов

Живые символы франшизы "Ёлки": Иван Ургант (слева) и Бекмамбетов. ФОТО: Никеричев Андрей/АГН "Москва"

Второй слой – это заслуженный статус родоначальника "новых русских блокбастеров". Именно Бекмамбетов с экранизациями фантастически-мистических романов Сергея Лукьяненко "Ночной дозор" и "Дневной дозор" в начале 2000-х оформил техническое возрождение отечественного кинопроизводства.

Он наглядно сначала показал один факт, а потом указал одно направление.

Факт – что даже в истерзанном "лихими 90-ми" отечественном кинематографе достаточно кадровых, технических, креативных возможностей, чтобы при адекватном финансировании создавать полноценные блокбастеры. Которые если и не затмят собой голливудские образцы, то могут достойно смотреться даже на их фоне.

Направление – вперёд, за Голливудом, подражать Голливуду, стараться если не догнать Голливуд, то не слишком отстать от актуальных трендов Голливуда.

Как защитить русское кино от врагов

Кадр из фильма "Ночной дозор" (2004, режиссёр Тимур Бекмамбетов)

На безрыбье и рекламные ролики креатив

Третий слой, наиболее древний, отсылает к покрывшимся уже то ли аллергичной пылью, то ли благородной патиной временам – периоду с 1992 по 1997 год. Именно в это время Бекмамбетов впервые заявил о себе как о профессионале высшей пробы как по части создания кинопродукта, пусть и крайне малой формы, так и в деле организации и управления производственным процессом в крайне непростых условиях.

Как защитить русское кино от врагов

"Александр Македонский". Рекламный ролик банка "Империал". Скриншот: группа "Советский экран" в социальной сети "ВКонтакте"

Речь идёт о рекламных роликах из серии "Всемирная история", снятых для банка "Империал". О тех самых клипах, представлявших краткие зарисовки на темы исторических мифов о правителях и завоевателях, которые в условиях летаргического сна ещё вчера советского, а теперь непонятно какого кинематографа (вроде трупных пятен нет, но и дыхания не заметно) выглядели как почти гениальная реализация почти гениальных творческих задумок.

Неправильная у русских история, намекал режиссёр из Казахстана

Что же общего у всех трёх слоёв, трёх творческих периодов деятельности Тимура Бекмамбетова в России?

То, что проекты режиссёра, продюсера и сценариста всегда носили нерусский, а то и антирусский характер.

Рекламные ролики банка "Империал" как-то ненавязчиво, но исправно представляли русских в каком-то нелепом, ущербном, мрачно-жестоком виде.

Как защитить русское кино от врагов

"Иван Грозный". Рекламный ролик банка "Империал". Скриншот: группа "Советский экран" в социальной сети "ВКонтакте"

Если Иван Грозный – так просто кровавый упырь. Если Россия эпохи Петра I – так какое-то сборище варваров в диком поле, которым неистовый Император прорубил окно в Европу. Если Суворов – то не величайший полководец, а изворотливый карьерист-царедворец. Если русские на Куликовом поле – то шайка крестьян с заострёнными палками, которые из поколения в поколение живут с генетическим страхом перед Ордой.

И даже вроде бы весьма пристойные Императоры Николай I и Александр II представлены с изъяном: первый как самодур, готовый двинуть миллионную армию на Париж из-за какого-то спектакля. А в сюжете о втором – характерная закадровая фраза: "В 1861 году в Лондоне пустили метро, а в России отменили крепостное право". С явно считываемой либеральной парадигмой – мол, когда в Европе-то вовсю прогресс и цивилизация, русские только-только из рабства выползли…

Как защитить русское кино от врагов

"Типичный русский" – с корягой на врага... "Дмитрий Донской". Рекламный ролик банка "Империал". Скриншот: группа "Советский экран" в социальной сети "ВКонтакте"

"Медвежья услуга" Бекмамбетова русскому кино

С "дозорными" блокбастерами, закрепившими особый статус Бекмамбетова в нашем кино, всё ещё прозрачнее.

Роковую роль сыграла комбинация кассового успеха проектов с радостным удивлением профессионального сообщества и зрительской аудитории: мы-то думали, что никакого собственного кино мы делать уже не в состоянии. Что в 1990-е годы над нами совершили киноконверсию – как с оборонными предприятиями, которые либо уничтожили, либо "переориентировали" на производство кастрюль вместо танков и самолётов. А оказалось, что мы можем производить крепкий и привлекательный кинопродукт.

Как защитить русское кино от врагов

ФОТО: Juliya Khanina/Global Look Press

Когда радость подкрепляется деньгами, тут уж пиши пропало – доводы разума и соображения осторожности испаряются, как капля воды на раскалённом июльском асфальте. Вот и покатилось развитие отечественного кино вроде бы и вверх, но всё-таки по наклонной – в соревновании продюсеров и режиссёров, кто раньше увидит в Америке потенциальный хит и сможет максимально приближённо к оригиналу и за меньшие деньги скопировать его для русского зрителя.

Так и пережёвываем мы почти уже 20 лет и до сих пор полуфабрикатные поделки "под Голливуд" – в том числе и пресловутую "ёлочную" кинофраншизу того же Бекмамбетова.

Анджелину Джоли в каждый фильм не пригласишь…

Сам же режиссёр и продюсер с переменным успехом и давно старается не просто стать своим в американо-глобальной киноиндустрии, но и занять в ней видное и прибыльное место.

Получается лишь отчасти – из ниши мастеровитого ремесленника средней руки в Голливуде Бекмамбетов так и не выбрался. Самым успешным "традиционным" опытом работы в Америке для режиссёра так и остался снятый по комиксам боевик "Особо опасен" (2008), заработавший в мировом прокате почти 350 млн долларов при бюджете в 75 млн. Да и то в основном успех объясняется участием в фильме Анджелины Джоли, находившейся в то время на пике популярности.

Остальные попытки Бекмамбетова создать за океаном "олдскульные" блокбастеры провалились. Десятки миллионов долларов убытков вместо прибыли принесли продюсерам мистическое фэнтези с элементами альтернативной истории "Президент Линкольн: Охотник на вампиров" (2012) и ремейк голливудской классики "Бен-Гур" (2016).

Как защитить русское кино от врагов

Удивительно – но свой оглушительный голливудский провал "Бен-Гур" Бекмамбетов привозил в Москву на лекции о кино. ФОТО: Зыков Кирилл/АГН "Москва"

При этом в профессиональном чутье Бекмамбетову не откажешь: он одним из первых уловил болезненную зависимость нынешнего западного молодого поколения от социальных сетей и гаджетов. Поэтому запущенные им в поджанре скринлайф (когда действие фильма целиком разворачивается на мониторе компьютера или смартфона) проекты "Убрать из друзей", "Поиск", "Профиль" оказались финансово успешными. И даже принесли продюсеру первый в карьере приз по-настоящему престижного кинофестиваля (приз зрительских симпатий программы "Панорамы" на Берлинале).

"Бедствие… трагедия… душераздирающее…" до 2022-го таких слов Бекмамбетов не произносил

Так что о том, что свои профессиональные и деловые планы на будущее Бекмамбетов с нашей страной не связывает, можно было догадаться в течение как минимум последних 15 лет. А после начала спецоперации режиссёр и продюсер открыто заявил: с патриотической, не желающей жить по западным указкам и либеральным стандартам Россией ему не по пути.

И месяца не прошло – как в американской прессе появилось интервью, в котором Бекмамбетов разложил перед западной общественностью обязательный пасьянс шаблонов по теме.

"Трагедия на Украине".

"Душераздирающее зрелище разрушенияе за одну ночь мира, в котором мы жили прежде".

"Монументальное бедствие".

Как защитить русское кино от врагов

То самое интервью Бекмамбетова, март 2022-го. Скриншот: интернет-сайт deadline.com

Разумеется, все эти фразы из интервью Бекмамбетова сказаны не по поводу событий в Донбассе, разворачивавшихся с 2014 года, – глаза у киношника "раскрылись" лишь после 24 февраля 2022-го и только на "злодеяния и агрессию России".

И он сразу же "отчитался" перед западной аудиторией, что уже приступил к работе над документальным проектом о том, как украинский конфликт обрёл новый, цифровой фронт – в сводках новостей, в соцсетях, в комментариях в интернете.

"Мы будем собирать доказательства и истории о том, как цифровое пространство стало средством распространения фальшивых и вводящих в заблуждение материалов", – пообещал Бекмамбетов. Слова "русские" и "Россия" в предложении не прозвучали лишь по одной причине: собеседники (журналист и режиссёр) и так подразумевали, кто будет "вводить в заблуждение"…

А что с покорением Голливуда?..

Кстати, скоро обещаниям Бекмамбетова исполнится три года – а о его документальном проекте с "разоблачениями" ничего не слышно.

Как не слышно и о новых успехах покинувшего Россию продюсера в Голливуде. В конце 2022-го Бекмамбетов продал основанную им отечественную киностудию Bazelevs, окончательно дав понять, что с нашей страной не желает иметь никаких финансовых и юридических связей. Поступок со стороны релоканта логичный – так ведь недолго и под очередные антирусские санкции угодить…

Как защитить русское кино от врагов

В настоящее время (ноябрь 2024 года) сайт киностудии Bazelevs не функционирует. Скриншот: интернет-сайт bazelevs.ru

Формально, разумеется, продюсер нашёл более благовидный предлог – "желание сосредоточиться на творческих аспектах работы в США". Вот только что-то не задаётся пока творчество.

Фамилия Бекмамбетова если и мелькает в титрах голливудских проектов, то исключительно в качестве "исполнительного продюсера" (такой статус обычно получают руководители компаний, хоть как-то причастных к производству фильма или сериала). Анонсированный документальный фильм заглох. "Проект мечты" Бекмамбетова – анимационный фильм "Ходжа Насреддин", о намерении воплотить который режиссёр говорил ещё до начала СВО, тоже не имеет реальных очертаний.

Как защитить русское кино от врагов

В 2021 году Бекмамбетов поставил кукольный спектакль "Ходжа Насреддин" в московском Театре наций – и на этом пока всё… ФОТО: Зыков Кирилл/АГН "Москва"

Что с того?

А теперь, как говорил небезызвестный персонаж известного телефильма, "картина маслом"…

Перечисленный выше набор фактов и обстоятельств имеет своим наиболее вероятным итогом следующий сюжет – спустя некоторое время, когда даже для самых невменяемых русофобов станет очевидным невозможность разгрома и изоляции России, Тимур Бекмамбетов внезапно "вспомнит", что наиболее вдохновляющая и плодотворная для него обстановка как раз по эту сторону государственной границы.

"Вспомнит" – и вернётся первым же авиарейсом, может быть, ещё даже не прямым, с пересадкой. А на вопросы журналистов – как же так? почему? надолго ли? – со свойственной восточной невозмутимостью ответит, что не видит в своём возвращении ничего необычного.

Как защитить русское кино от врагов

Ну какие к такому обаятельному человеку могут быть вопросы?.. ФОТО: Komsomolskaya Pravda/Global Look Press

Что никаких препятствий в виде статуса иноагента и тем паче экстремиста за ним не водится.

Что высказывания образца марта 2022-го об СВО и России – это всё эмоции, дефицит объективной информации и давление западной пропагандистской машины.

А после этих комментариев отправится Тимур Нуруахитович заниматься привычным делом – снимать либеральные, ориентированные на Голливуд, нерусские и антирусские фильмы и сериалы, да ещё подчас и за бюджетные деньги.

И вот чтобы такой сценарий – не просто гипотетически возможный, а более чем вероятный – не воплотился в жизнь, и необходимо, дабы Бекмамбетов последовал примеру Роднянского*. И получил от государства вполне определённый правовой статус, одно упоминание которого будет стимулировать режиссёра держаться от России как можно дальше.

И как можно дольше.

* Александр Роднянский – включён Минюстом России в реестр физлиц, выполняющих функции иноагента.

Источник

 

 

Фильмы программируют поведение людей. КиноЦензор

 

Поделиться: