Начальник Генштаба ВС РФ Валерий Герасимов отметил роль военнослужащих из КНДР в освобождении Курской области. Докладывая президенту Путину о боевом успехе, генерал сказал:
– Солдаты и офицеры Корейской народной армии, выполняя боевые задачи плечом к плечу с российскими военнослужащими, в ходе отражения украинского вторжения показали высокий профессионализм, проявили в бою стойкость, мужество и героизм.
Ранее о бойцах из Северной Кореи в зоне СВО официально не заявлялось, их численность по-прежнему остаётся военной тайной. Однако после того, как Герасимов открыл информационный шлюз, стали появляться и некоторые детали.
Например, военкор Александр Коц рассказал, что нацисты предлагали северокорейским воинам сдаться. Для этого они разбрасывали долларовые бумажки, по качеству похожие на настоящие, с нанесенными на них иероглифами пропагандистского содержания.
Киевский режим напрасно потратился на типографские работы. Очевидно, военным советникам Зеленского было не известно, что в уставе северокорейской армии заложен принцип – не сдаваться в плен живыми.
Однако факт, что бойцам из КНДР поступали такие предложения, говорит о присутствии этих солдат не только в частях тылового обеспечения, но и на переднем крае ожесточённых боевых действий.
О том, насколько серьёзную роль подкрепление из КНДР сыграло в освобождении Курской области от оккупантов, «Свободной Прессе» рассказал политолог-международник и военный эксперт Александр Храмчихин.
«СП»: Александр Анатольевич, какую цель преследовала Россия, привлекая бойцов из северокорейской армии: продемонстрировать миру, что у нас тоже есть союзники или нам действительно требовалась подмога?
– Никакой конкретной информации о вкладе бойцов из КНДР наше командование не разглашало, поэтому корректный комментарий здесь невозможен, а дать оценку можно только по косвенным признакам. Главный из них в том, что, после заминки в самом начале, дальнейшее освобождение Курской области происходило гораздо быстрее, чем на других направлениях и на всех этапах СВО, начиная с 2022 года.
Этот темп нашего продвижения наводит на мысль о том, что, может быть, роль северных корейцев было достаточно большой.
«СП»: Корейская народная армия – одна из самых многочисленных в мире: более 1,2 млн кадровых военнослужащих плюс 4 млн обученных резервистов. Но у неё нет боевого опыта. Главной мотивацией КНДР для участия в СВО было дать этот опыт своим бойцам?
– Я думаю, что это так. Они приехали к нам набираться мастерства в реальном бою, потому что где им взять боевой опыт, если КНДР не воевала с 1953 года. Только их лётчики имели боевую практику на Ближнем Востоке.
Но, насколько мы понимаем, они достаточно быстро адаптировались к реальным боевым действиям, тем более что у военных из КНДР есть существенные достоинства и такие полезные качества, как презрение к собственным потерям и неприятие возможности сдаться в плен.
«СП»: Герасимов рассекретил присутствие в Курской операции бойцов из КНДР. Означает ли эта откровенность военачальника, что их миссия завершена? Или они могут продолжить участие в СВО?
– Это будет чисто политическое решение, о котором могут сказать только из Кремля, если сочтут нужным что-то говорить. Но с чисто прагматической точки зрения было бы странно перемещать их через всю Евразию, чтобы только чему-то обучить и отвезти обратно. Я думаю, что если логистику наладили, то это было сделано не только ради одной Курской области.
«СП»: Почему тогда несколько месяцев умалчивали об этих бойцах, и сказали о них только теперь?
– Я думаю, это откровение связано с тем, что в Курской области пришёл окончательный и бесповоротный успех. Это тоже политический вопрос. Пока победы не было – и не следовало говорить о какой-то помощи. А когда она пришла – успех нужно делить по-братски.
Кроме того, заявление о том, что у России есть боеспособный союзник – это очень серьёзный сигнал для многих, – сказал Александр Храмчихин.
Военная доктрина КНДР состоит из 12 пунктов, первый из которых звучит так: «Полное уничтожение противника на занимаемых позициях. Нельзя позволять ему отступать и перегруппировывать силы».
Сильными сторонами северокорейских солдат считаются способность быстро обучаться и хорошее владение навыками рукопашного боя.