The National Interest в своей новой публикации рассказал о том, как истребитель F-15, который эксплуатируется в ВВС США уже 40 лет, может уничтожить российский Су-57 в ближнем бою. Это сенсация.
Потому что пилоты и инструкторы элитного 1-го истребительного крыла F-22, которые отрабатывают приемы воздушных боев с Су-35 и Су-57, единогласно утверждают — встреча в ближнем бою с российскими истребителями означает гарантированную смерть. Если, конечно, не успеешь катапультироваться из подбитого самолета. Потому что по маневренности американская машина наголову ниже российских «сушек».
Надо сказать, что авторы статьи в американском издании все это прекрасно знают. Поскольку именно The National Interest полгода назад опубликовал репортаж из 1-го истребительного крыла, где и приводится именно такая оценка соотношения сил этих самолетов в ближнем бою. F-22 — на сегодняшний день лучший в мире тяжелый истребитель. Таковым он будет до тех пор, пока в ВКС России не начнется эксплуатация значительного количества Су-57. Правда, сравнение возможностей F-22 с Су-35 достаточно неоднозначно. Около половины экспертов, и не только российских, отдают предпочтение нашему истребителю поколения 4++.
А направлять лоб в лоб российскому Су-57 истребитель F-15 Eagle («Орел») — это типичная авантюра. Однако авантюра имеет под собой достаточно веское основание. В парке тяжелых американских истребителей, предназначенных для завоевания господства в воздухе, преобладают именно они — их 240 штук. F-22 — 190 машин. И между ними громадная пропасть по части боевых возможностей. Есть еще 220 F-15E Strike Eagle («Ударный орел»), но они для ведения воздушных боев плохо приспособлены, поскольку являются истребителями-бомбардировщиками.
В настоящий момент в ВВС США эксплуатируется модификация F-15С, пришедшая в войска в конце 70-х годов.
Так вот, американцы намереваются продержаться таким составом истребителей для завоевания господства в воздухе до 2030 года, когда по их планам должен появиться новый перспективный истребитель проекта Penetrating Counter Air (PCA). Правда, существует разброс по времени внедрения перспективного истребителя в строевые части — от 2030 до 2040 года. Но в двадцатые годы в ВВС России и Китая начнут массово приходить самолеты пятого поколения Cу-57 и J-20. И это приводит американских генералов в уныние. Заведомо более сильным истребителям должны наряду с крепкими F-22 противостоять и архаичные F-15C. Предполагалось эксплуатировать «Орлов» до 2025 года. Но в связи со сложившейся критической ситуацией их намереваются «освежить», чтобы они прослужили сверх отпущенного срока еще лет 5−10. По этому вопросу сейчас ломают копья в американском Конгрессе: избавиться от штурмовика А-10 и оставить F-15С или же поступить наоборот.
Ну, а что же F-35, вокруг которых американцы раскрутили прямо-таки рекламную вакханалию? Во-первых, это легкий самолет. Во-вторых, истребитель-бомбардировщик, не предназначенный для завоевания господства в воздухе. В-третьих, похоже, американцы сами в этом чемодане без ручки разочаровались.
Прежде чем проанализировать, каким же образом будет достигаться чудо в ближнем бою двух самолетов, которое обещает американское издание, обратимся к вещам более рациональным и объективным. А именно: к статистике учебных сражений «Орла» с нашим истребителем. Но не с Су-57, а с более простой машиной.
Американские пилоты в Малайзии периодически участвуют в учебных боях на своих F-15C Eagle и палубных истребителях F/A-18E Super Hornet с Су-30МКМ (модификация для Малайзии, несколько уступающая по возможностям Су-30СМ). Так вот, американцы практически всегда воздушные сражения проигрывают. На что можно рассчитывать при встрече с новейшим российским истребителем, думается, понятно.
Итак, значительное преимущество, которое якобы имеет «Орел» — это орлиное зрение, которое ему должна обеспечить новейшая разработка компании «Локхид Мартин» — комплекс обзора Legion Pod, основанный на инфракрасном датчике IRST21. Конструктивно это подвесной контейнер, который занимает пространство полноценной ракеты «воздух-воздух». По логике вещей, большую часть этого значительного объема занимает жидкий азот, предназначенный для охлаждения датчика IRST (Infra-Red Search and Track).
Комплекс, будучи внедренным после его сертификации Пентагоном, позволит пилоту «Орла» подкрадываться к Су-57 с выключенной РЛС. То есть, оставаясь незаметным для российского пилота, поскольку инфракрасная обзорная система ничего не излучает. Затем F-16 включает свою мощную РЛС и некоторое время сопровождает российский самолет. И в нужный момент запускает ракету большой дальности AIM-120D AMRAAM.
Да, полагает The National Interest, Су-57 может увернуться от ракеты за счет своей сверхманевренности, тем не менее шансов у него немного.
Остановим полет фантазии авторов публикации и рассмотрим, что же они написали в части рассмотренной фазы поединка.
Во-первых, российский истребитель Су-57, и не только он один, также имеет пассивную систему обзора. Это ОЛС-50 — оптико-локационная система, имеющая не только инфракрасный канал обзора, но и телевизионный. Дальность действия — 80 километров. Так что российский пилот в пассивном режиме также прекрасно увидит американский истребитель.
Во-вторых, совершенно непонятно, зачем «Орлу» включать РЛС? То есть заведомо обнаруживать себя, если наш самолет обнаружен и без того комплексом Legion Pod, который к тому же входит в систему управления вооружением. Следует учитывать и то, что Су-57 — самолет-невидимка, он гораздо хуже виден в радиолокационном диапазоне, чем в инфракрасном.
В-третьих, F-15 построен не по стелс-технологии. И для Су-57 он будет виден на очень большом удалении. Причем сразу несколькими РЛС — их у Су-57 пять. И ракету, имеющую дальность 300 км, можно будет запустить раньше, чем «Орел» сможет воспользоваться своим инфракрасным датчиком.
Подытоживая эту фазу, можно сказать, что за такие бездумные действия американского пилота надо гнать из авиации.
Далее самое интересное. Дальше пилот «Орла» идет на стремительное сближение с Су-57. Хоть, врубив форсаж, в действительности надо лететь в противоположную сторону, чтобы попытаться сохранить самолет.
Расчет у авторов The National Interest тут такой. Пилоты «Орлов» «имеют огромный опыт борьбы с чрезвычайно маневренными F-22, и, несмотря на неблагоприятное положение, пилотам F-15C иногда удается одерживать победы в воздушном бою. Более того, после оснащения их системами Joint Helmet Mounted Cueing System (нашлемная система целеуказания — авт.) и управляемыми ракетами Raytheon AIM-9X Sidewinder самолеты F-15C получили великолепный потенциал непрямой наводки, что зачастую оборачивается взаимным уничтожением, как показали многочисленные учения».
Тут также требуются комментарии. Во-первых, в сравнении с Су-57 (как и с Су-35, и Су-30) F-22 никак нельзя назвать «чрезвычайно маневренным». Не случайно его пилоты смертельно боятся сближения с российскими самолетами не только пятого, но и предыдущих поколений.
Во-вторых, AIM-9X, действительно, хорошая ракета с отклоняемым вектором тяги. И ее можно запускать, не выдерживая направление полета на самолет противника. Но то же самое относится к российской ракете РВВ-МД. Правда, у нее не отклоняемое сопло. Но угол захвата цели ИН ГСН — 120 градусов. И прекрасная динамика, позволяющая перехватывать цели, маневрирующие с ускорением 12g (на что «Орел» не способен). Это достигается за счет использования не только передних и задних аэродинамических рулей, но и газодинамических рулей.
В-третьих, абсолютно непонятно, о каких таких «многочисленных учениях» идет речь, которые «зачастую оборачиваются взаимным уничтожением». Как уже было сказано, ближний бой с российскими истребителями американскими пилотами расценивается как заведомое поражение.
Ну а выводы в статье просто обескураживающие: «В конечном счете, если бы не высокие расходы на ремонт и обеспечение в сочетании с необходимостью оплачивать ремонт несущих конструкций, стоило бы сохранить самолеты F-15C на вооружении. Но, учитывая возраст конструкции и постоянно модернизирующуюся угрозу, ВВС США будет разумнее вложить деньги в средства следующего поколения, такие как самолеты PCA — особенно если Конгресс не позволит ВВС избавиться от A-10. Чем-то придется жертвовать, и, по всей видимости, настало время самолетов F-15C».
Непонятно, зачем все это надо было говорить о самолете, который одной ногой стоит в могиле?