Русское Агентство Новостей
Информационное агентство Русского Общественного Движения «Возрождение. Золотой Век»
RSS

Факты о русских былинах, которые удивят

, 4 октября 2022
2 869
Это – наш эпос, ровесник Нибелунгов, ровесник Круглого стола – эпос Русской Европы. Он жесток и прекрасен, как сокол, что грозно летел на врага по знаменам Рюрика и его варягов, принесших его на земли Восточной Европы...

 

 

Факты о русских былинах, которые вас удивят

Интересные факты о былинах и русских богатырях. Какие исторические факты можно найти в былинах? Герои русских былин – кто они? Где родился и жил Илья Муромец? Владимир Красно Солнышко – почему его так назвали? Тидрек-сага и русские былины.

В ранних былинах Илья назывался Муравленином, и никогда – Муромцем, а былинный Владимир Красно Солнышко вряд ли имеет отношение к Владимиру Святославичу. Зато древнегерманской «Тидрек-саге», которая описывает времена Аттилы, известны и русский конунг Вальдемар и его воевода Илиас Русский… Непосредственно под Киевом фольклористы не собрали былин, зато в ряде текстов Киев-город почему-то находится близ Дуная… Что еще мы не знаем о русских былинах и когда в действительности они были созданы?

Факты о русских былинах, которые удивят

«Посмотрите в лицо былинам, в лицо Руси и осознайте, как мало общего в этом лице с дурашливой балаганно-лубочной, сарафанно-кафтанной, частушечно-балалаечной «русачестью», над которой любят хихикать наши западники и на которую молятся многие горе-патриоты. Это наш эпос, ровесник Нибелунгов, ровесник Круглого стола эпос Русской Европы. Он жесток и прекрасен, как сокол, что грозно летел на врага по знаменам Рюрика и его варягов, принесших его на земли Восточной Европы.» (Лев Прозоров. Богатырская Русь)

Много ли мы знаем о нашем собственном русском эпосе – былинах? Большинство назовут лишь имена трех основных богатырей – Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич, некоторые припомнят еще и Садко новгородского (а ведь кроме них, есть еще не менее 30–40 других богатырей)… Их образы в нашем сознании сформированы скорее адаптированными пересказами, мультфильмами или картинами на тему, но читали ли вы былины в оригинале? И если да, то, что это за оригиналы? Ведь на протяжении веков былины собирались в самых разных регионах страны и варианты разных рассказчиков и собирателей очень сильно различаются. Добавьте к этом у и то, что многие записанные былины неоднократно редактировались, нередко даже сами собиратели «исправляли» сказителей по части имен, названий, деталей, которые казались им неуместными или ошибочными.

В данной статье мы постарались обобщить накопленный опыт исследователей былинного эпоса, в чем особенно помогла книга Л. Прозорова «Богатырская Русь». Выводы вас удивят, потому что все не то, чем кажется, а от «привычных» нам образов богатырей, князя, общества, обычаев при ближайшем рассмотрении не остается практически ничего. Перед взором возникают образы совершенно иные, причем гораздо более древние. Парадокс, но, чем больше мы изучаем былины – тем дальше они удаляются от нас… в глубину веков.

Факты о русских былинах, которые удивят

Г. Семирадский. Похороны знатного руса

Владимир Красно Солнышко это совсем другой Владимир

В общественном сознании прочно укоренилось мнение, что в русских былинах об Илье Муромце, Алеше Поповиче и Добрыне Никитиче в приукрашенной форме повествуется об эпохе Владимира Крестителя (т. е. X век), который якобы и стал прототипом былинного Владимира Красна Солнышко. Такое сопоставление часто уже воспринимается как бесспорный факт, однако, многое говорит против такого отождествления:

1. Отчество былинного Владимира – Всеславьевич, а не Святославович, как следовало бы ожидать. Подробнее мы разберем этот интересный момент ниже.
2. В самих былинах нет ничего (кроме разве что имени), что однозначно указывало бы на Владимира Крестителя. Предложение датировать былины временем его правления – это всего лишь одна из возможных временных привязок, предложенная впервые автором Никоновской летописи (XVI в.). В дальнейшем она нашла отклик у Н. М. Карамзина и именно с этого момента редакторы начинают при выпуске былинных сборников править (!) отчество князя – мол, Всеславьич то – не верно, им то виднее, чем безграмотным певцам! А, вот, к примеру, другой видный историк – В. Н. Татищев, который также опирался на летописи – в том числе легендарную Иоакимовскую – полагал, что былинный Владимир являлся далеким предком новгородского Гостомысла, призвавшего Рюрика. Однако, при тотальном господствовали в тот момент времени норманнской теории происхождения российского государства (начинавшей отсчет нашей истории с Рюрика), попытки заглядывать дальше вглубь веков мало кем вообще – кроме Татищева и Ломоносова – предпринимались.

Факты о русских былинах, которые удивят

Александр Угланов. Охота князя Словена (прим. – князь Словен и его брат Рус князья-прародители, основавшие Словенск (Великий Новгород) и Старую Руссу, по их именам скифы, осевшие здесь, стали в дальнейшем именоваться словенами и русами. Обо всем этом повествует летописное "Сказание о Словене и Русе" , которое указывает год основание Словенска как 2423 г. до н. э).

3. Быт, нравы, обычаи, зафиксированные в былинах никак не соотносятся с эпохой Владимира Крестителя. Отдельные версии былин и отдельные моменты – да, но не весь массив былин, бОльшая часть которых наполнена древнейшей архаикой, характерной скорее для родо-племенных союзов. Об это подробнее – далее.
4. Некоторые черты былинного Владимира скорее близки Владимиру Мономаху. Ряд исследователей даже предлагает считать, что образ двух этих правителей в былинах соединился в один. Однако, эпос других индоевропейских народов, пожалуй, не знает примеров подобного слияния. Логичнее предположить, что речь просто идет о совершенно другом Владимире.
5. Наконец, целый ряд советских, а также и дореволюционных историков XIX века озвученную версию оспаривали, вовсе не воспринимали всерьез и предлагали иные пространственно-временные привязки. Вот лишь некоторые примеры:

«Сказания о русских богатырях зародились не вдруг и не в эпоху Владимира Святого: они были плодом всей предыдущей жизни народа… была другая, более жизненная основа наших богатырских сказаний» (А. А. Котляревский)

«…(образ Владимира настолько архаичен, что трудно допустить, чтобы Владимир Святой был первым прототипом (былинного князя)». (С. Н. Азбелев)

«…никто не может доказать, что в Киеве не было какого-нибудь вождя по имени Владимир, который жил бы в докняжеский период." (И. П. Цапенко)

Основа былин – войны русов… с гуннами Аттилы в V в. н. э.?

Отдельного внимания заслуживает исследование А. Н. Веселовского (1838-1906 гг.), видного историка, профессора Петербургского университета: переведя на русский значительную часть древнегерманского эпоса «Тидрек-сага» (по сей день это единственный существующий перевод!), он обнаружил совершенно удивительные совпадения с нашими былинами, которые невозможно объяснить никакими заимствованиями («Русские и вильтины в саге о Тидреке Бернском (Веронском), А. Н. Веселовский).

Так, записанная в XII–XIII веке «Тидрек-сага» (а также ряд других германских преданий – об Ортините или Гертните) повествует о войнах V века н.э.: на одной стороне там гунны под предводительством Аттилы и готы под предводительством Тидрека (Теодориха), а на другой – коалиция русов, вильтинов (они же велеты или лютичи, т. е. племена Полабской Руси ) и пулинов (читай «поляков»). Но самое удивительное в том, что во главе русов два родных брата конунг Вальдемар (=Владимир) и прославленный воин Илья (Илиас), которого в разных немецких поэмах называют то Греческим, то Русским.

Факты о русских былинах, которые удивят

Фрагмент фрески Эжена Делакруа (ок. 1840 года). Аттила. Обратите внимание на наружность, которую придал гунну художник XIX века. По «официальной версии» гунны – монголоиды алтайского типа, происходящие от некого центрально-азиатского народа хунну.)

На этом, впрочем, совпадения не заканчиваются:

– Существует ряд былин о Ермаке (некоторые из них позднее слились с другим Ермаком – покорителем Сибири и сильно видоизменились, но речь не о них), в которых он предстает племянником Ильи или князя Владимира. Обычно былинный Ермак гибнет после столкновения с противником, превосходящим его по своему могуществу, причем дядя заранее предупреждает его о таком исходе. Аналогично и в «Тидрек-саге» – есть герой по имени Ортнит (Гертнит или Эрно… Эрнак? Ернак? Ермак?), который одновременно приходится племянником конунгу Вальдемару и Илиасу, и который точно также гибнет в бою (правда в данном варианте – с драконом).

– «Тидрек-сага» пишет и о дочери Илиаса, которая едет на Русь из Италии по Дунаю… но опять же в некоторых былинах Ильи Муромец сам некоторое время служит в «земле Тальянской» (читай «итальянской»), и в этом же контексте упоминается и некая дочь, которая едет из земли Тальянской искать своего отца Илью.

Есть я родом из земли да из Тальянскою,
У меня есть родна матушка честна вдова,
Да честна вдова она колачница <…>
И отпустила меня ехать на святую Русь
Поискать соби да родна батюшка <…>
Илья, узнав, что это его дочь, говорит ей:
«А когда я был во той земли во Тальянскою,
Три году служил я у короля тальянскаго,
Да я жил тогда да й у честной вдовы,
У честной вдовы да й у колачницы <. .>
(из онежской былины в записи Т. Г. Рябинина, 1871 г.)

Факты о русских былинах, которые удивят

Георгий Юдин. Три поездки Ильи Муромца

Наконец, существование данного «древнего» Владимира подтверждает и Иоакимовская летопись, на которую как раз ориентировался Татищев. Так, в ней некто князь Владимир значится сразу следом за легендарными князьями Словеном и Русом (основатели Словенска-Новгорода и Старой Руссы по именам которых скифы пришедшие на эти земли из Причерноморья стали именоваться словенами и русами – см. "Сказание о Словене и Русе"), за ним идут 12 безымянных поколений, после которых летописец указывает имена Буривоя и Гостомысла (который и призывает Рюрика). То есть согласно Иоакимовской летописи, Владимир отстоит от Гостомысла, умершего в 844 г. примерно на 12 поколений назад – что дает нам как раз примерно тот период в который жил Аттила и Теодорих.

Здесь стоит еще раз вернуться к «странному» отчеству князя. В.В. Гацак указывает, что во всех ранних версиях былин князь Владимир значится под отчеством Всеславьич. Только с 40-х годов XX века начинает преобладать «новый» вариант – Святославич. Как же объяснить такое отчество? Начнем с того, что приставка «все» в нем несущественная – так в былинах и по отношению к другим персонажам нередко используется обращение: Илья все Иванович, Илья свет Иванович… получаем Владимир все Славьевич или Владимир свет Славьевич, а как указывает Иоакимовская летопись искомый Владимир является прямым потомком Словена (Славена)!

Более того, в «Тидрек-саге» отцом конунга Вальдемара и Илиаса значится Гертнит (то же имя, что и у их племянника, но это иной персонаж), а профессор А.А. Веселовский указывает, что Гертнит есть не что иное как смысловая калька с имени Слав (Hreidnid). Кстати, и главный город русского конунга Вальдемара в «Тидрек-саге» – это Хольмгард, что является германизированным наименованием Новгорода.

В итоге мы имеем как минимум три совершенно разных источника летопись, былинный срез и германский эпос – которые сходятся в одном по целому ряду деталей, дат, географических привязок и родственных связей!

Былины сохранились только у выходцев из Новгорода. Даже «киевские» былины НЕ фиксируются под Киевом. Былинный Киев стоит… на Дунае

Удивительно, но подавляющее большинство былин – причем не только «новгородского», но и «киевского» цикла – было собрано в местах расселения выходцев из Новгорода и на Русском Севере (Архангельск, Мезень, Печора, Беломорье), а также в окрестностях Вятки (современный Киров) и Южного Урала, которые тоже были заселены именно новгородцами. В самом Великом Новгороде при этом былин также практически не найдено, что объясняется тем, что его население полностью сменилось на пришлое во времена противостояния с московскими князьями (XV век). Единичные былины записаны в Поволжье и в среде казаков.

Совершенно поразительно, но ни в окрестностях Киева, ни в окрестностях Москвы, ни в центральной России фольклористы не нашли почти вовсе никаких былин, хоть и искали их целенаправленно на протяжении многих десятилетий. При этом эти регионы вовсе нельзя назвать бедными фольклором – его очень много, но он другой! – НЕ былинный. Отсюда опять же напрашивается вывод о том, что так называемый киевский цикл повествует либо о совершенно о других территориях, либо о совершенно иных временных отрезках – то есть связан он в первую очередь со временами воинской славы и расцвета новгородцев, а вовсе не с золотыми веками Киевской Руси. В свете приведенного выше разбора образа Владимира Красно Солнышко – прямого потомка основателя Новгорода Словена это более чем логично.

Факты о русских былинах, которые удивят

Игорь Ожиганов. Песнь Бояна.

Кстати именно в окрестностях Новгорода и на Русском Севере локализуется и центр гусельной традиции – а гусляры в свою очередь и являются сказателями, хранителями песен и былин. Наследие Полабской Руси с ее сакральными центрами Арконой (читать подробнее), Ретрой, Волином, Винетой и другими – также если где и сохранилось, то только в этих северных регионах, непосредственно к ним примыкавшим.

Однако, как же объяснить то, что действие былин происходит в основном не в Новгороде, а в Киеве?

Вариант 1. Обратимся к тексту популярнейшего еще в XIX веке «Сказания о Словене и Русе». Оно открывает многие летописи («Повесть о стране Вятской», Мазуринский летописец) и подается там как исторический рассказ, а вовсе не как миф – начинается же оно с 2453 года до н. э. (!), когда скифы из Причерноморья двинулись в северные земли под предводительством князей Словена и Руса. По их именам и были названы древнейшие на Руси города Словенск (предшественник Великого Новгорода, по отношению к которому он и назван Новым) на берегу Ильмерь озера и Старая Русса, а население их с той поры стало называться словенами и русами (а еще позднее – полянами, древлянами, кривичами и др.).

В контексте связи с былинами здесь интересно следующее – при перемещении из Причерноморья в новгородские земли скифы-русы несомненно проходили и земли киевские. И вполне можно предположить, что именно здесь – на границе со степью – а не в спокойной северной столице Словенске/Новгороде, происходили основные памятные сражения скифо-русов с другими племенами, здесь – на границе «с диким полем» – располагались важные богатырские заставы, сюда словенские же удальцы ехали для совершения подвигов и в поисках славы (так же как петербургские дворяне впоследствии служили, например, на Кавказе). Впоследствии – за столько-то веков – население самой Киевщины, которая находилась в эпицентре разных войн, могло полностью смениться, поэтому близ Киева былины и не сохранились, а вот, а словены, вернувшиеся с дальней заставы домой, унесли предания о подвигах своих героев с собой – на относительно тихий север.

Факты о русских былинах, которые удивят

Н. К. Рерих. Садко.

Вариант 2. Киев попросту может быть совершенно иным городом – если убрать привязку к Владимиру Крестителю, то привязка в современному Киеву на Днепре также становится вовсе не обязательной и не доказанной. Так, во многих текстах былин – особенно старых – есть указание на Дунай-реку, и в общем-то складывается ощущение, что Киев стоит… на Дунае! Дюк Степанович плывет в Киев по Дунаю, Илья Муромец кидает в Дунай «пенья-коренья», а наиболее яркий пример – это, собственно, былина о Дунае Ивановиче – она повествует о том, как из крови этого погибшего ПОД КИЕВОМ богатыря начинается великая река, названная по его имени Дунаем.

«…воткнул он свой острый нож рукояткою в землю и бросился на него грудью… Не стало Дуная, не стало могучего богатыря; протекла от его крови широкая Дунай-река…» («Русские богатыри. Лучшие былины.», Бином, 2021)

Факты о русских былинах, которые удивят

Константин Васильев. Рождение Дуная

Примечательно и то, что на Дунае нет недостатка в городах с созвучным названием. Взять хотя бы Кеве в Венгрии, расположенный близ устья Моравы. А болгарский исследователь Н.П. Ковачев насчитал в исследуемом регионе близ Дуная не менее 70 городов и городков с названиями вроде Киев, Киевец, Киевич, Киевищ и прочими.

В то же время, свидетельств о том, что в давние времена где-то на Дунае проживали русы или руги также предостаточно – свидетельства о Дунайской Руси есть у арабских авторов (Идриси), подробно эта тема представлена также в исследованиях Э.Цельнера и А. Г. Кузьмина, которые указывают на существование королевства ругов-русов (Ругиланд) на Дунае в эпоху Великого переселения народов (т.е V век – как раз тогда когда русский конунг Вальдемар воевал с Аттилой и Теодорихом в «Тидрек-саге»). В этом контексте основой былин вполне может быть столкновение русов с готами и гуннами! Впоследствии русы отходили на север в земли Полабской Руси, оттуда уже заселяли земли Новгородчины, а древние предания – насколько хватало памяти вглубь поколений – уносили с собой в новые земли.

Факты о русских былинах, которые удивят

Великое переселение народов в IV – VII вв.

Кстати, первое известное «официальной» истории государство славян – держава Само VII века (под управлением одноименного князя) также располагалась именно в пределах указанной местности на Дунае, а именно на территории современных Чехии и Нижней Австрии. Скорее всего она являлась «наследницей» еще более древнего Ругиланда, впоследствии же стала именоваться Великой Моравией (833–907 гг.)

Илья Муравленин, Муравец – Муром или Морава?

Возникает вопрос – как же быть с личностью Илья Муромца – «центрального» богатыря, который назван первым и главным в самих былинах, и о котором этих былин сложено наибольшее количество? Ведь до сих пор в Киево-Печерской лавре даже хранятся его мощи, которые датированы XI–XII веком. Илья Муромец был канонизирован церковью еще в 1643 году, а его жизненный путь пусть и не без некоторых пробелов (так, упоминания о его житие в церковных книгах отсутствуют), но известен – а начинается он, как «всем известно» в селе Карачарово близ Мурома.

Факты о русских былинах, которые удивят

Андрей Рябушкин. Илья Муромец

Однако, важно понимать, что биография былинного Ильи Муромца оказалась тесно переплетена с биографией Ильи Печерского. И кто возьмется утверждать с полной уверенностью, что это не были два разных человека, жившие в совершенно разные эпохи? Ранее мы уже убедились, что Владимир в истории Руси как минимум был не один. И, кстати, по отношению к этому былинному Илье привязка к Мурому уже не так незыблема.

Так, в былинах до XVIII века Илья вообще НЕ именуется Муромцем! В записях старых былин значится Илья Муравленин, Муровец, Моравлин, Моровлин. Еще А. А. Веселовский обратил на это внимание и предложил трактовать его прозвание как «житель Моравии». А в контексте того, что Илья некоторое время служил «в земле Тальянской» (это строчка из наших былин, «Тидрек-сага» прямо указывает на Итальянскую землю) это звучит еще более убедительно. Жителю Моравии гораздо проще попасть на службу в итальянские земли, чем уроженцу Мурома. Опять же – Моравия (территория современной Чехии) расположена в непосредственной близости к Дунаю, что связывает эту версию со всеми вышеозвученными.

Факты о русских былинах, которые удивят

Моравия, река Дунай, Полабская Русь и Новгород на карте. Обратите внимание, что Великоморавское государство со столицей в Велеграде расположено на землях, через которые протекает Дунай. К северу от него находятся земли Полабской Руси (=вильтины «Тидрек-саги»). Согласно высказанной гипотезе былинный Киев располагался где-то на Дунае (королевство русов-ругов, вероятно, соседствующее с Моравией, из которой родом был Илья Моравленин). Совместно с поляками и вильтинами русы воевали на этих землях с готами и гуннами, но со временем их государство на Дунае исчезло, а сами они ушли на север в своим братьям из Полабской Руси, затем часть из них освоила земли близ Новгорода. Так былины, сложенные нашими предками еще на Дунае, попали на русский Север и сохранились именно здесь.

Впрочем, можно предложить и еще одну трактовку – если взять за основу написание через «у» – Муравленин, Муровец, то вполне можно оттолкнуться от слова Мурманин/Урманин, которое говорит о северном происхождении Ильи: это может быть как указание на территорию Кольского полуострова (кстати, на многих старых картах он, а также и море значатся под таким названием задолго до основания города Мурманска), так и указание на то, что он прибыл из-за моря. Так, на Руси традиционно называли норманнов и викингов словом «урмане». Вполне возможно, что и те самые «варяги-русь» – т. е. славянские выходцы с берегов Балтики (Полабская Русь) – носили то же имя.

Продолжение следует

 

Источник

 

Правда о Древней Руси зашифрована в былинах

 

 

 

 

Более подробную и разнообразную информацию о событиях, происходящих в России, на Украине и в других странах нашей прекрасной планеты, можно получить на Интернет-Конференциях, постоянно проводящихся на сайте «Ключи познания». Все Конференции – открытые и совершенно безплатные. Приглашаем всех просыпающихся и интересующихся…

 

Поделиться: