Русское Агентство Новостей
Информационное агентство Русского Общественного Движения «Возрождение. Золотой Век»
RSS

Секретный «Периметр»: Спасительная нора для «Тигра» и «Тайфуна»

4 августа 2025
1 153

Секретный «Периметр»: Спасительная нора для «Тигра» и «Тайфуна»

Вся эволюция советской, а затем, и российской военной техники, в послевоенный период была подчинена одной-единственной концепции – способности функционирования в условиях ядерного конфликта. Другой войны в СССР, а затем и в России не мыслили. Конфликт с Грузией стал первым серьезным звоночком – оказывается, можно и ядерную державу задирать почти безнаказанно.

Но каких-то серьезных выводов тогда сделано не было. По прежнему всю военную технику готовили к ядерной войне, и соответствующим образом оснащали. Это и фильтровентиляционные установки, и экранированное электрооборудование, и противоатомная защита, и другие системы, главным функциональным назначением которых является минимизация поражающих факторов ядерного взрыва, воздействующих на бронированную (и не только) технику.

Советская конструкторская школа танкостроения даже разработала специальную конфигурацию корпуса, ослабляющую воздействие ударной волны: плавные обводы и низкий силуэт.

Однако, этого показалось явно недостаточно. В качестве дополнительного средства механической защиты была предусмотрена система самоокапывания, реализация которой в конструкции советского основного боевого танка решена посредством закрепления на нижней лобовой проекции корпуса двухметрового отвала массой 200 килограммов. Перевод из походного в рабочее положение осуществлялся в течение двух-трех минут, а на обустройство защитного капонира 12 на 5,5 метров и глубиной 1,5 метра у опытного мехвода уходило не более сорока минут.

И вот эта возможность внезапно оказалась востребованной в ходе СВО. Только не от ядерного взрыва теперь приходится оберегать технику, а от глазастых вражеских дронов.

И речь не только о танках – примерно в середине шестидесятых пришло понимание необходимости оснащения подобными системами и колесной техники. Причем, в рамках все той концепции ядерной войны и защиты техники от поражающих факторов ядерного взрыва. В первую очередь, ударной волны. Тем более, что шестидесятые годы прошлого века – эпоха смены поколений в советском военном автомобилестроении.

Появились модели с более мощными силовыми агрегатами, а значит с возросшими характеристиками тяговооруженности. Так, пошедший в серию в 1966 году ЗиЛ-131, имея снаряженную массу 6,7 тонны развивал мощность в 150 л.с., тогда как его предшественник ЗиЛ-157 снаряженной массой 5,5 тонны, ограничивался 109 л.с. То есть, резерв тяговооруженности налицо, а значит, и оснащение автомобиля системой самоокапывания не должно было вызвать негативных последствий.

Однако все оказалось не так просто. Появилось несколько труднопреодолимых препятствий. Во-первых, невозможность монтажа отвала необходимой мощности в передней части грузовика. Добавляла проблем установленная на переднем бампере лебедка, а также необходимость серьезного пересмотра конфигурации размещения механизмов и агрегатов в подкапотном пространстве.

Поэтому было принято иное конструкторское решение – специальное землеройной устройство тянуть за автомобилем, так как считалось, что тягово-сцепные характеристики колесного движителя в сочетании с мощным силовым агрегатом способны обеспечить усилие, необходимое для снятия слоя грунта.

Благодаря чему в 1969 году Министерством автомобильной промышленности СССР и в/ч 52694 было принято совместное решение о реализации темы № 5567−1 «Разработка навесного автомобильного оборудования для отрытия котлованов и самоокапывания одиночного автомобиля».

За разработку комплекса тактико-технических требований и уточнение деталей ответственность возложили на 21-й Научно-исследовательский испытательный институт военной автомобильной техники МО СССР (г. Бронницы, Московская область). Программе было присвоено название «Периметр».

Конечно, в сознании большинства наших соотечественников «Периметр» ассоциируется с системой ответного удара в случае ядерного апокалипсиса, в просторечие именуемой «Мертвой рукой». Однако в нашем случае речь идет совсем не о возможностях отечественных РВСН, а о более приземленной, но отнюдь не второстепенной (и не менее секретной, кстати) системе, воплотившей в реальность разработанную в Бронницах единую схему землеройного оборудования.

Тогда было принято решение об оснащении системами самоокапывания четырех моделей военных грузовиков: Урал-375Д, ЗиЛ-131, МАЗ-543 и КрАЗ-255Б. Реализованную в металле тему «Периметр» можно условно определить как скреперную, выполняющую, тем не менее, необходимый комплекс землеройных работ, мягко говоря, не очень быстро и весьма непросто.

Если, как мы помним, танку для самоокапывания достаточно сорока минут, то тому же КрАЗ – Э255БП требовалось на целых два часа больше. В ходе испытаний, состоявшихся в подмосковных Бронницах еще в 1969 году, было установлено: для создания котлована глубиной 2,5 и шириной 3,1 метра необходимо снятие не менее сотни пластов грунта. В ходе каждого из циклов срезалось и эвакуировалось 170 квадратных метров, а общий объем вынутого грунта достигал 137 м³. Более того, для обеспечения соответствующей нагрузки на нож в кузове грузовика должно было размещаться не менее семи тонн (!) балласта. В общем, сложновато и трудозатратно.

Проще говоря, тогда система самоокапывания «Периметр» военным не приглянулась. Использование штатных землеройных машин, имевшихся в составе подразделений Инженерных войск, виделось не только более простым, но и менее затратным финансово.

Кроме того, выявились достаточно серьезные проблемы (поломки силовых цилиндров, порывы шлангов и т. п.) с гидравликой у опытных образцов, у которых, к тому же, системы самоокапывания существенно (на несколько сотен килограммов) снижали показатели грузоподъемности и геометрической проходимости.

Особые проблемы выявились в процессе оснащения четырехосного МАЗ-543 (который, кстати, в итоге был удален из программы «Периметр»), так как свисающая ниже клиренса рама землеройного ножа на пересеченной местности работала как плуг.

В общем, итог коллективных усилий ученых и конструкторов оказался плачевным – «Периметр» чудовищными темпами «сжигал» и без того не самый большой ресурс не самой надежной советской автомобильной техники. И это на фоне не самых привлекательных перспектив.

Принципиально новыми красками тема «Периметр» заиграла в приложении к специальной военной операции. Да, стороны не применяют ядерных боеприпасов, однако, современная артиллерия поражает точнее и стреляет дальше. Средства разведки несопоставимо совершеннее и их применение практически тотально. FPV-дроны всевидящи и всепроникающи. Поэтому маскировка любой массогабаритной, в том числе и автомобильной, техники становится актуальнейшей и неотложнейшей задачей.

Для чего в качестве эксперимента необходимо просто передать несколько «Уралов» и «КамАЗов», оснащенных «Периметрами», в действующие в зоне СВО войсковые части. Естественно, в самом современным техническом их прочтении.

Особенно интересно и думается функционально система самоокапывания будет смотреться на современных российских бронемашинах: «Тайфун-ВДВ», «Тигр», «Спартак», «Ахмат» и некоторых других. В отличие от бортовых грузовиков, бронекорпуса машин класса MRAP достаточно жесткие (несущие), что позволит им обеспечить повышенный уровень защиты землеройного оборудования. К тому же, их силовые агрегаты и трансмиссионные узлы более совершенны, а значит, и более живучи.

Кстати, одной из проблем, выявленных в ходе испытаний, стала недостаточная ширина отрываемого котлована. Доходило до того, что водитель банально не мог покинуть машину – дверь не открывалась. В современном броневике данная проблема легко решается за счет кормовых дверей. Да и люк в крыше в свете тотального распространения так называемой кустарно-фронтовой модификации военной техники уже не выглядит нонсенсом. Остается лишь дождаться ответственного и взвешенного решения по теме необоснованно забытого «Периметра». В ее современном техническом прочтении.

Поделиться: