Русское Агентство Новостей
Информационное агентство Русского Общественного Движения «Возрождение. Золотой Век»
RSS

Новое российское кино про войну и армию: свобода деградации

18 сентября 2019
1 609

Новое российское кино про войну и армию: свобода деградации

Продолжаю наблюдение за социально-культурным феноменом российского кино. Оно грубыми кусками сшито из добрых советских и русских кинематографических традиций, сумасшедшего артхауза, психиатрической страсти творцов к духовному саморазрушению, густо отлакировано аляповатым и грубым голливудским лаковым покрытием.

Эта часть посвящена фильмам про войну и армию.

Жду комментариев и дополнений по конкретным фильмам с указанием года, краткого сюжета и оценки, которые обязательно включу в продолжение.

Великая Отечественная война и ПравдаЪ

«Четыре дня в мае» (2011). 1945 год. Конец войны. Германия. Советские войсковые разведчики с оружием в руках отважно обороняют немецкий пансионат для девочек-сирот от звериного отребья – советских же танкистов. Последние в порыве животной похоти жаждут насиловать несчастных сиротинушек и рвать их на британский флаг. В союзники себе бравые разведчики берут недобитых немцев – такая вот войсковая дружба.

Войсковые разведчики действуют вопреки Советской власти, поскольку они хорошие, культурные, и воевали героически. А насильники действуют «благодаря», потому что вся Советская власть – сплошь насилие и нарушение прав человека. И звучит звонкая и такая актуальная по нынешним временам песня, плывущая жалобным стоном над всей Европой: «Миллион изнасилованных советскими ордынцами благоуханных и возвышенных немок».

Новое российское кино про войну и армию: свобода деградации

Сделано настолько тупо и шаблонно – в кристально чистом пропагандистском русле обвинений России в тоталитаризме и сталинизме, что вызывает даже восхищение – это до какой же возвышенной ненависти к своей стране и её истории надо подняться, чтобы такое снимать. Классическая креаклиная заливистая трель на тему войны…

Если приглядеться, то самые безобразные и вызывающие творения нового русского кинематографа относятся к святой для каждого нормального русского человека теме Великой Отечественной войны. Что за урожай намолотили на этой ниве творцы – это с трудом поддаётся рациональному осмыслению, один мат лезет.

На большинстве постперестроечных военных фильмов лежит иудина печать русского рефлексирующего образованца, интеллигентно, неполживо и по-доброму ненавидящего свою Родину, народ, его подвиги. Сколько же фильмов накрутили из фарша этой ненависти под девизом «Мы покажем вам ПравдуЪ».

«Истинная ПравдаЪ» – это такая интеллектуально-маргинальная чума, которая начала косить ещё советскую культуру и публицистику со времён приснопамятного перестроечного «Огонька». И она никак не утихнет до сихЪ порЪ.

Нам все ещё отважно и последовательно открывают глаза на чудовищную ложь коммунистов про героизм и освободительную роль советского народа. Но просвещённые люди, конечно же, знают святую истину. Понимают, что Сталин хуже Гитлера. Что завалили трупами, да и вообще воевали неправильно, без артподготовки. Что маршал Жуков гнал солдат на минные поля, зловеще и торжествующе хохоча: «Бабы новых нарожают!» За каждым бойцом с одной винтовкой на троих стояло двое с автоматами – сотрудник НКВД и боец заградотряда, кои воевали только со своими, а немцев панически боялись. Зоя Космодемьянская психбольная, а Александр Матросов поскользнулся у вражеского ДОТа. Война была вовсе не общим, объединяющим все слои общества порывом, а всего лишь скотством, мародёрством, изнасилованием германских фрау.

Более патриотичные творцы все же признают – да, в общем-то, русские в войне победили, но не благодаря, а вопреки. Вопреки Сталину, вопреки советской власти, вопреки НКВД, вопреки самой России. Победил недалёкий, но упёртый Ванька-солдат, эдакий коллективный Чонкин, такое примитивное воплощение русского рабского менталитета. Ему, конечно, спасибо, что спас от Холокоста один древний и интеллигентный народец, но вместе с тем этот ватник туповат, сероват, и вообще существо низшее. Ну, примерно такой интеллектуальный суповой набор в деревянной башке русского постперестроечного интеллигента, взявшегося творить высокое искусство и нести ПравдуЪ.

К реальной правде жизни все эти интеллектуальные извращения и информационные вирусы никакого отношения не имеют. Но тут главное не истина, которая в принципе должна быть дороже друга и Сократа, а Откровение из высших информационных слоёв либеральной мысли, а после истошные отчаянные крики Приобщённых к Истине: «Но мы то знаем!!! От нас все скрывали!!! А вот теперь!!!»

И креаклы отчаянно трясут каким-нибудь особо-ценным в их глазах историческим документом или бредовыми мемуарами, где Красная Армия расписывается, как полчище насильников и убийц. Как недавно прочитанные мной воспоминания бывшего офицера-связиста, изданные за счёт американских фондов и самого доброго дядюшки Сороса. Автор со смаком расписывает сцену, которой он якобы был свидетелем: стоит колонна советских солдат в очереди насиловать немок. А полковник всем этим дирижирует, потом, не выдержав, в порыве постыдной страсти, сам присоединяется к процессу, притом вне очереди, мерзавец!.. Понятно, дедушка впал в полный маразм и потерял совесть, его купили добрым словом да длинным долларом. Но все креаклы вопят: «Вот оно, истинное свидетельство. А что, не было такого? Не могло быть?!»

В принципе, могло быть, хотя верится с трудом. Но есть такая правда, которая хуже любой лжи. Ведь даже последнему идиоту понятно, что война – это пик человеческих страстей, где нога в ногу идут крайности – самопожертвование и предательство, гуманизм и кровь. Есть и жестокость, и военные преступления, и трусость, и все что хочешь. Война втягивает в себя десятки миллионов бойцов, возможны любые коллизии, как в любой огромной массе людей. И современный зажравшийся креакл обязательно покажет только их – трусость, преступления и жестокость. «Оно же было!»

Было. Только никогда не было главным и даже маловажным – а где-то в числе статистической погрешности. А вот основное, что сволочь русофобская, не замечает в своей атаке – беспримерный героизм и самоотверженность советского солдата, спасённый им от коричневой чумы мир. Но творческому неполживцу это неважно. Были изнасилованные немки? Были. Вот их и будем показывать. А вы какой-то там героизм. Не забудем, не простим изнасилованных немок и заградотрядов… Хотя эти тварюшки безграмотные вообще не понимают, что такое заградотряд.

Вот с таким подходом срывания покровов получился длинный и унылый ряд фильмов. Почётное место среди них – «Штрафбат» (2004).

Это такая антиисторическая яркая и пустая поделка. Творцы сего вопиюще-наглого безобразия без затей путают штрафбаты, где служили исключительно проштрафившиеся офицеры, со штрафными солдатскими ротами, куда призывали и уголовников из ГУЛАГ. Не думаю, что авторы сценария настолько тупы, что не залезли в Викидепию и не ознакомились хотя бы с базовой информацией. И не прочитали, что осуждённых за политические преступления близко к фронту не подпускали, дабы не было искуса сбежать от советской власти к немцу-освободителю. Но кому важны такие детали? Главное ведь творчески осмысленная новаторская идея о том, что войну выиграли уголовники, а не трусливый советский народ. Эта такая вариация фильма «Бригада» – про благородных бандитов, соль земли русской.

Среди офицеров командовать штрафными подразделениями считалось почётным, никаких осуждённых среди них сроду не было, год выслуги там, кажется, за пять шёл, звания сыпались. Поэтому отбирали туда лучших. А странным штрафбатом в сериале командуют осуждённые. И служит там переменный состав годами. И никого не освобождают после удачной атаки, как часто было в войну. Это какое-то чистилище для беспокойных душ, где собрались антисоветчики, бандиты, все ненавидят сталинизм и любят странною любовью Родину. А вокруг одни враги – коммуняки, комиссары, НКВД. Ну, то есть у штрафбатовцев такие же враги, как и у гитлеровцев – те тоже не любили НКВД и комиссаров.

То, что там происходит, вообще никакого отношения к военной службе не имеет. Показан дезорганизованный сброд, который почему-то решил повоевать за Родину.

Читал воспоминания политработника, который участвовал в формировании штрафных рот из уголовников. Он надеялся, ему пришлют отчаянных головорезов, бесшабашных сорвиголов, с револьверами грабивших сберкассы. Уж они-то немцам покажут! А увидел потерянных людей, без каких-либо жизненных ориентиров, понятий о совести и чести, жутко боящихся войны и думающих лишь о своей шкуре. Вот такие были по большей части уголовники в штрафных подразделениях.

А интеллигенция творческая считает, что именно такие приблатнённые штрафники войну выиграли (полтора процента от армии). А вовсе не прокопчёный боями, научившийся своим потом и кровью воевать окопный офицер. И не двужильный отважный труженик войны с погонами солдата, ушедший добровольцем из колхоза или с завода. И не набравшийся ума и величайшего профессионализма в самых страшных битвах командующий.

Почему такой перекос в сознании? Во многом из-за того, что творческий интеллигент испытывает какую-то непреодолимую тягу к криминальным элементам и их субкультуре. Это как чистенькие мальчики из хороших семей мечтают стать хулиганами, чтобы их не обижали и боялись, но по своему складу способны только играть на скрипке.

Поганенький фильмец такой, хотя и хорошо снятый.

Новое российское кино про войну и армию: свобода деградации

В этой же стилистике, но гораздо более убогий и штампованный фильм «Служу Советскому Союзу» (2012). По мерзостности и ненависти к стране практически не знает конкурентов.

В начале войны немцы высаживают десант. Его уничтожают доблестные заключённые местного лагеря под руководством истинного интеллигента-писателя, безвинно сидевшего в ГУЛАГе. С немцами зеки во главе со скромным интеллигентом разделались. А тут приехал НКВД и всех героев расстрелял. Мол, НКВД может только с собственным народом воевать, а оккупанты им до фонаря.

Такая болотная муть была слишком даже для нашего ко всему привычного зрителя. По причине массовых протестов фильм сняли с показа по НТВ в день начала войны. Но ничего, потом показали в прайм-тайм, со смаком.

«Сволочи» (2006) – это апофеоз вранья про Великую Отечественную войну. И те жёсткие незыблемые правила, по которым наши предки воевали и жили.

Подлый НКВД набирает из трудных подростков в спецшколу будущих малолетних диверсантов, чтобы забросить их в глубокий немецкий тыл, и там бы они всех взрывали и убивали. Это смачный и подлый плевок в память о войне, где дети были святое. Где взрослые мужчины и женщины воевали именно за то, чтобы дети не стали жертвами войны. Это была базовая основа нашего сопротивления нашествию бравых цивилизаторов тогдашнего Евросоюза.

Помнится история лётчика-героя, который через линию фронта вывозил из партизанских отрядов детей. На обратном пути самолёт подожгли вражеские истребители, но он его посадил и спас ребятишек. Однако сам превратился в обгорелую головёшку ещё в воздухе. Представить невозможно, как горящий человек смог приземлить машину – на одной совершенно невероятной воле и чувстве долга. Вот такие были люди. Такое отношение к детям.

А тут, оказывается, НКВД детей на смерть посылал. Моё личное презрение за это Кумину (автору взорвавшей психику советского человека «Интердевочки») за такую подлость.

Вот немцы – да, действительно готовили из детей на оккупированных территориях диверсантов. А чего им унтерменшей жалеть? Это советский солдат давал немецким детям в оккупированном Берлине кашу и вздыхал – мол, бедные, остались без дураков-родителей, надо бы помочь. Немцы – другие. Они были частью безжалостной машины, без какой-либо морали, но очень рачительно использовавшей весь материал для своих целей. Евреев, комиссаров и цыган – на мыло. Русских детишек – в диверсанты.

«Родина или смерть» (2007) – это такое зеркало «Сволочей», правда, без накала антисоветизма и русофобии. И имеющее какую-то итсорическую базу. Теперь диверсантов готовят немцы из советских детей врагов народа, а чекисты хотят их всех поубивать, для чего делают вылазку в тыл врага. Но убивать детей становится жалко, и они из них формируют партизанский отряд. Такая вот простая история с Канатчиковой дачи…

Узкие антисоветские штампы стиснули наше кино ещё в Перестройку. Уже тогда в фильме в обязательном порядке должны были присутствовать подлый и развратный пустозвон-комиссар, клинический маньяк-кровопийца из НКВД. Притом кровавый чекист только и мечтает о том, чтобы сжить со света очередного боевого офицера. Последний же воюет не благодаря партии и командованию, а вопреки, потому что он умный и отважный, а вокруг одни крысы.

Сколько реальных подвигов очернили такой сволочной подачей материала. «Первый после Бога» (2005) – фильм про Маринеско, легендарного подводника, потопившего самый крупный немецкий транспорт и фактически уничтожившего плывшего на этом лайнере цвет немецкого подводного флота.

Сама по себе история этого человека удивительна, полна взлётов и падений. А что мы получили в кино? За спиной отважного моряка маячит злой неврастеник из СМЕРШа, почему то рассекающий не в морском кителе, как положено по правилам, а в форме НКВД. И такие каверзные козни строит, и так, и эдак пытается ущемить отважного героя, лишь бы тот в море не ходил и немцев не топил. Хотя в реальности за подобные попытки срыва выполнения боевой задачи такого энтузиаста из СМЕРШа самого бы в штрафбат сослали.

Фильм «Десантный Батя» (2008) – про самого знаменитого десантника, фактически создавшего современные ВДВ, генерала Маргелова. В целом неплохо благодаря отличной работе артиста Жигалова, играющего командующего. Про десант, отвагу, принципиальность – все убедительно и правильно. Но как доходит до изображения войны, какой-то непреодолимый зуд у творцов начинается, такая чесотка умственная. Чуть ли не в каждой сцене, притом непонятно зачем, жужжит как назойливая муха подлый сотрудник НКВД. Контрразведчики наглеют до того, что вместо генералов раздают боевые приказы войскам, притом дурацкие. А тех, кто их не выполняет – сразу к стенке. Впрочем, к стенке и просто так ставят, даже генералов. За что? А за то, что хорошо воюют и солдат берегут.

Совершенно мерзкое вранье – военная контрразведка вообще не лезла никогда в боевую работу, если только не видела признаки предательства и перехода на сторону врага. Главное орудие СМЕРШ – докладные в военный совет и вышестоящему командованию о недостатках боевой работы и материального обеспечения войск. Но в фильме подлый чекист всех расстрелял, наступление погубил, и сидит довольный, потому что ни за что не отвечает, только приказывает.

Этот клеветнический штамп многие фильмы придавил. Только-только начинаем от него избавляться. Все же сегодня чекисты в стране у власти, неудобно постоянно лить грязь на их духовных предшественников. А иначе так бы и продолжалось до бесконечности…

 

Гламурные вояки

В большинстве своём современные фильмы про войну сняты даже не столько с воинствующих антисоветских позиций, сколько незамутнёнными творцами, которые вообще не представляют и даже не интересуются, что такое война, кем были советские люди, для чего и как они жили. Это такое поверхностное искусство зажравшихся недалёких детишек из хороших московских семей и пятикомнатных квартир.

Вообще прикольно наблюдать, когда наше творческое гламурье берётся за военную тематику. В итоге получаются героини на передовой только что из маникюрного салона или стрипклуба, а самые героические герои пучат глаза, орут, истерят – и вообще, будто спайсов обожрались. И все прилизанные, чистенькие, в шинелях от «Версаче» и со сморщенными носиками от такого нехорошего дела, как война. Двигаются, как заправские шлюхи или геи, общаются так же.

На рубеже эпох произошла революция со сменой власти в Союзе кинематографистов. В начале девяностых крикливые недоучки свергли режиссёров старого поколения, которые прошли войну, тяжелейшее восстановление народного хозяйства, нищету. И знали о жизни не по московским кабакам, как их дети и внуки. А изнеженное племя, которое самое умное и по этой причине недосягаемо высокомерное, все на свете знающее, перехватив управление, ринулось в бой – дербанить бюджет Фильмофонда и искать щедрых спонсоров. Вот эти опарыши нам такое кино и снимают. А уже их дети на подходе – совсем уж бесполезные и необразованные, разве только по-английски хорошо кумекают, на пепси-колах и гамбургерах вскормленные.

Вот и имеем новое глянцевое прочтение Великой Войны гражданами мира. А чего? Иначе современная молодёжь не поймёт. Она, по мнению творцов, вообще непонятливая. Молодёжи Бэтмена с Суперменом подавай. А тут требуют какими-то серыми ватниками в военной форме развлекать. Ведь войну, по-хорошему, давно пора забыть – чай, не «Трансформеры». Но только Российский Фонд кино на это деньги башляет исправно, так что и не спрыгнешь с этого вагона.

Вот и играют обитатели ночных клубов окопников и лётчиков-истребителей. Получается, конечно, забавненько, как пьеса Шекспира в исполнении детей шести лет от роду на утреннике. Но ведь подаётся опять же как «Настоящая Правдаъ о войне».

Новое российское кино про войну и армию: свобода деградации

Идут мутным потоком «Истребители» (2012-2015) с манерными отутюженными пилотами, которые могут быть кем угодно, но только не военными. Женщины-лётчицы после воздушного боя, который работа потяжелее, чем чугунные болванки таскать, легко выпархивают из самолётов – наманикюренные, расфуфыренные, с укладкой. На дискотеке больше напрягаются, чем они на войне.

А мальчик-одуванчик, который лётчик и разбиватель сердец, блистает подведёнными тушью глазами и макияжем. Ну а че, мало ли! А ещё негодяй-политрук насилует, пользуясь служебным положением, лётчиц. Нормально! Тёткам сериал почему-то по душе пришёлся.

«Баллада о бомбёре» (2011) – примерно то же самое, только ещё глупее. И мелодраматичнее. Балбес-лётчик и анархисты-пофигисты в партизанском отряде. В боевой обстановке тёлка бегает в самоволку на свидание, потому что «чуйства дороже» какой-то там войны…

Вышел недавно новый сериал про контрразведку СМЕРШ. Там бойкая баба за главного оперуполномоченного работает, ногами машет, стреляет, в общем «Кунг-фу панда». И все родственные службы – НКВД, НКГБ, НКО, заняты исключительно выяснением вопроса – а кто в доме главный. Строят друг другу козни, пишут доносы, не до фашистов им.

«В июне 41-го» (2008) с Безруковым – война настолько абсурдна и несерьёзна, что фильм тянет на пародию, несмотря на приличную актёрскую игру.

«Днепровский рубеж» (2009) – накал идиотизма. Злобный НКВД. Похожая на камнедробилку челюсть из железных зубов у главного героя, которому родные зубы выбили чекисты.

«Катя: военная история» (2009) – безумно тупая сериально-военная мелодрама. Даже тёткам не пришлась по вкусу.

И прочее, прочее, прочее. Гламурные вояки гламурно воюют и гламурно погибают. На игрушечной или безумно запутанной войне…

 

Попытки реабилитации

Нужно отметить, что в последнее время делаются попытки вернуть относительно вменяемое осмысление темы войны в отечественный кинематограф. Падает поголовье злобных комиссаров и чекистов. Больше показывают беспримерный подвиг нашего народа. Заказ сверху, похоже, идёт. Да и нашим зрителям давно осточертели разнузданные «откровения» творцов.

Новое российское кино про войну и армию: свобода деградации

Переломным тут, наверное, явился фильм «Брестская крепость» (2010). Искренне, с уважением и почитанием показана страшная битва, когда люди умирали и не сдавались. Тут уже и чекисты занимаются тем, чем им положено – ищут диверсантов. И комиссары вдохновляют солдат, а не трепятся о Межгалактической революции.

Фильм снят в лучших традициях СССР. Только в одном месте допустили небольшой пинок в сторону Союза – мол, главный герой остался жив и был репрессирован. И провёл в штрафбатах или ГУЛАге, сейчас не помню, много лет. Только упустили из виду, что его не разжаловали, а он там большим командиром был. Ложечки нашлись, но…

«28 панфиловцев» (2016) – качественный и в целом правильный фильм, притом снят на народные пожертвования. Вызвал дикую и до омерзения неприличную истерику креаклов. Те поняли отчаянный клёкот в Инете и СМИ, что панфиловцев вовсе и не было, их выдумали советские пропагандисты, а кто Москву отстоял – непонятно, потому что все бежали и никто не воевал. Немцы просто замёрзли и решили Москву не брать.

Поразительна ярость подобных нападок – как будто погибшие под Москвой ярые нацисты с того света в Инет влезли. На деле в фильме отлично показана яростная борьба наших дедов, для которых за Москвой земли не было. Которые умирали, вгрызаясь в мёрзлую землю, и разносили в прах непобедимую танковую армаду.

Но в нескольких местах авторов явно занесло. Сказалась халтурная работа сценаристов. Это видно в достаточно никчёмных и даже глупых диалогах. Взять советские военные фильмы, какие там разговоры солдат – заслушаешься. И подначки, и юмор, и дружеские подковырки, и истории забавные из жизни. Ничто человеческое солдату не чуждо. В любом взводе был свой юморист, рассказчик. А тут – достаточно коряво в строю один солдат другому излагает японский фильм «Семь самураев», который появится через много лет после войны. И при этом непонятно вообще зачем – морали оттуда никакой не следует, изложено языком «Киноафиши», только скучнее и корявее… Или диалог, совершенно кретинский, когда русский солдат говорит казаху: «Ты Россию защищаешь, поэтому ты русский. А когда немец Казахстан пойдёт брать, то мы будем его зачищать, и все будем казахами». Дикое передёргивание. Тогда бы в голову никому такое не пришло – все защищали СССР и были советскими гражданами.

Советский Союз вообще не упоминается, как не было, хотя на войне это слово постоянно звучало. Но это детали, в целом фильм удался. С толком показаны и героизм солдат, и ледяной ужас от того, как им приходилось воевать, погибать. И радость от усвоения науки побеждать. И гордость за нашего воина-защитника

«В августе сорок четвёртого» (2001) – о тяжёлой и нужной работе СМЕРШа, перемалывавшего в труху тысячи диверсантов и шпионов врага. Более-менее получилась. Миронов и другие отыграли на пять. Беда одна – такое количество материала не влезло в формат фильма, так что понять происходящее порой можно только тщательно изучив первоисточник – отличную книгу Богомолова «Момент истины». Ни одного перестроечного антисоветского штампа нет. И отутюженных гимнастёрок от Кутюр тоже нет. Все близко к истине.

Новое российское кино про войну и армию: свобода деградации

Так же неплохой фильм «Звезда» (2002) – про фронтовую разведку по знаменитой старой доброй повести фронтового разведчика Эмиля Казакевича…

Многим не понравился, а мне очень даже пришёлся сериал по Пикулю «Конвой PQ-17» (2004) – об отваге моряков, водивших конвои с так необходимыми СССР грузами из Рейкьявика в Архангельск. Хорошо и прочувственно, без какой-то гнили. Судьбы моряков, судьбы страны, безжалостная логика войны и память о героях.

Ряд фильмов из категории – хотели снять патриотично и качественно, но получилось как всегда.

Жуткая клюква «Битва за Севастополь» (2015). Фильм про самую знаменитую женщину-снайпера, Героя Советского Союза Людмилу Павличенко, уничтожившую больше трёх сотен врагов. Ни адекватного изображения войны, ни нормальных характеров не получилось. Главное её достижение – слетала к Рузвельту и накоротке сошлась с его мудрой и обаятельной женой. В общем, вроде и про героев, формально все правильно, а по сути очередной такое пренебрежение. Ну почему нельзя снять нормально на таком материале?

Это перекликается чем-то с западным фильмом про другого великого снайпера Зайцева «Враг у ворот» (2001). Тот снят в том же ключе – пренебрежение исторической правдой, странное изображение, порой клеветническое, Красной Армии. Дошло до того, что через Госдуму ветераны Сталинграда требовали запрета показа творения в нашей стране. Слава Господи, фильм не наш, а с геополитических противников чего ждать…

«Собибор» (2018) – какой-то странный фильм. Тема реально важная и нужная – восстание в польском концлагере, железная воля человека, способная зажечь отчаявшихся людей и переломить безвыходную ситуацию. Но во многом вышел плач на тему страданий еврейского народа, притом сильно перевраны факты и события. Вот ведь и страдания были, и геноцид, но акценты так расставлены, что страдали евреи больше всех. Поэтому и компенсации с Германии им, а не белорусам, потерявшим четверть взрослого населения от рук немецких и украинских палачей. Мне кажется, что совершенно неправильно такие акценты делать на национальностях. Общее горе делить так нельзя…

Сериал «Диверсант» (2004) по роману Азольского. Про войсковую разведку. Снято вроде неплохо, Галкин и другие ребята прекрасно играют. Но только лёгкость в мыслях неимоверная. Полная профанация и нарушение логики. В армейскую часть Вермахта внедряется супердиверсант, который не знает немецкого языка! Это как хирург без скальпеля. Суперменские сказки, ничего общего не имеющие с настоящей войной…

«Т-34» (2018) – новый блокбастер, представлен чуть ли не лучшим нашим фильмом двадцать первого века о войне. Это реинкарнация советского «Жаворонка» – о пребывавших в концлагере танкистах, которые захватили танк и устроили немцам Невскую битву.

Снято без кровавого СМЕРШа, ГУЛАГов и с большим уважением к советскому солдату – это греет душу. И технически вроде неплохо. Но фильм посыпан такой галлюцигенной дорожкой, что даже страшно становится. Голливудские штампы на голову создателей давят.

В центре повествования – командир танка, эдакий гордый герой. В России всегда герои были реальные, скромные, непокорные, со стальным стержнем в душе. А этот герой американский, суперменистый, который без устали всем демонстрирует, что он самый крутой. Он один против всех, и враги только уважительно затихают, когда он себя показывает.

«Он шесть раз бежал и до сих пор отказывается назвать своё имя!» – плачется надзиратель концлагеря.

Ну да. При таком поведении шансы выжить в концлагере не стремятся к нулю, а рушатся в бездну. Только за слово «побег» немцы сразу к стенке ставили. А этот ничего – шесть раз бегал, эсесовцы его возвращали и даже как зовут не спрашивали.

А братание в конце фильма эсесовского и советского танкиста – мол, мы честные солдаты, а война грязное дело. Ну на фига эти штампы, совершенно не соотвествующие ни духу, ни русскому пониманию войны? Не было у нас братьев среди фашистов, не было уважения их воинского умения, они были настоящими исчадиями ада для нас. Помню воспоминания советского лётчика, как наш истребитель сбил матерого немецкого аса-аристократа. Того взяли в плен, и он начал гордо лепетать, что хотел бы лично пожать руку великому лётчику, который его победил. Наш ответил просто: передайте ему, чтобы шёл на три буквы.

Это что же выходит. Неужели англосаксонские культурные матрицы, стереотипы поведения и мышления, даже отдельные словесные выражения насильно проталкиваются нам? Или творцы по-другому уже не умеют? Это преступление против культуры. Не удивлюсь, если через несколько лет солдаты в окопах под Москвой будут кричать: «О, кэй! Круто! Мы порвём немцам задницу!»

Вообще, задница почему-то главное слово в американском кино. Чем-то это обусловлено? Полной победой геев и приведением лексического пространства к современной реальности? А нам зачем туда стремиться?..

Неплохой фильм «Коридор бессмертия» (2019). Недостатков там, конечно, масса. Путаный сюжет, недостаточно понятные действия героев. Но кино на удивление лояльно к Советскому Союзу и наполнено уважением к советским людям, их образу мышления, жизни, когда долг был на первом месте – куда важнее собственной жизни.

Показана опасная и самоотверженная работа железнодорожников, налаживающих связь с Ленинградом, с которого только снята блокада. Все правильно расставлено – и герои, и подлецы. Особенно порадовал образ втёршегося в доверие к железнодорожникам прибалтийского националиста, ненавидящего все русское и даже своего родного русского дядю запоровшего ножом. Правильно, врагов надо показывать с пролетарской ненавистью, а не причитать о давно расколовшейся дружбе народов…

 

Попаданцы

Один из самых востребованных сейчас литературных жанров – попаданцы. Наш современник, обременённый глубочайшими познаниями мира из Википедии, попадает в прошлую историческую эпоху. Благодаря приобретённым в компьютерных играх боевым навыкам и мудрости Сети он даёт всем прикурить, меняет ход развития Цивилизации, помогает неразумным предкам победить врагов. Любимая тут тема – попадание в Великую Отечественную войну, обязательно перед её началом, и наведение шороха. Предупредить Сталина о нападении, изобрести АКМ и промежуточный патрон, спеть Высоцкого.

Этот жанр отражён и в российском кино. Качество фильмов мне кажется не слишком значительным, хотя у них куча поклонников. Но радует одно – показана война наших предков, а не сказки про зверства НКВД и «трупами завалили». Реальная боевая работа и взгляд нашего современника на это.

Наиболее примечательны фильмы «Мы из будущего» (2008) и «Мы из будущего-2» (2009). Про законченных современных эгоистов, скинхедов, которые попадают в Великую Отечественную войну, на время становясь солдатами. И лежащая внутри каждого русского человека базовая психологическая матрица воина, защитника, освободителя, готового отдать жизнь за Родину, включается и у них.

«Туман» (2010) и «Туман-2» (2012) – об отряде новобранцев российской армии, попадающей в прошлое, в 1941 год. Там они осознают, что такое фашизм, защита Родины. Кто в этом мире враги, и как с ними поступают.

Новое российское кино про войну и армию: свобода деградации

«Рубеж» (2017). Неплохо сделанный фильм. Конченый прохвост-торгаш, шагающий по головам, для которого понятие Родина практически отсутствует, проваливается во время блокады Ленинграда и без своего на то желания вливается в ряды защитников Северной столицы. И в самые страшные моменты войны, в бомбёжку, под градом осколков, когда рядом падают убитые, происходит просветление. Человек меняется. В его душе поднимается все лучшее, что до сего момента дремало. Он начинает понимать, что такое война. Чем мы обязаны предкам. И что мы с сами по себе стоим. Хороший фильм, притом неожиданно…

Этим произведениям большой плюс, а создателям благодарность от народа. Молодёжь надо воспитывать правильно, а не на бандитских сагах и сопливых мелодрамах про бизнесменов и гувернанток…

 

Служба в армии и военные конфликты

Наснимали кучу фильмов про Афган, Чечню и прочие горячие точки.

Чаще полный бред, типа сериала «Охотники за караванами» (2010) – война показана наивно, ходульные образы, непонятные боевые действия. Надуманные любовные страсти-мордасти.

Сериал «Офицеры» (2006). Тема интересная – деятельность советских военных специалистов в горячих точках мира. В нашем институте готовили спецов данного профиля, так что многие мои знакомые несли знамя Марксизма-Ленинизма в Африку, Америку и Азию.

Ох, сколько же там было интересных сюжетов, славных дел, побед и поражений, героизма. Но не смогли авторы фильма снять чего-то путного. Получилось из разряда – срубить бабло на пока ещё неизвестной, но любопытной теме.

Вышла серая картонка про то, как мы с неграми и моджахедами воевали. Сюжеты избитые, боевые действия показаны нереальными, никаких жгучих социальных и политических проблем не затронуто. Интриги нет – все вяло. Зато глубокий голливудский отпечаток суперменства – приехал русский Ванька и всех стрельбой с двух рук и маханьем двух ног уконтропупил. Это такое низведение славных и неизвестных страниц нашей истории в залихватское аниме. Плюс к этому жуткая мелодраматическая линия. И скучно так, что сшибает прямиком в сон. Честно признаюсь, первый сезон не досмотрел. А о втором даже и не думал.

Гораздо интереснее тема интернационального долга перед народами Африки представлена в сериале «Русский перевод» (2006). Писал сценарий питерский литератор Константинов. Служил он в советские времена за бугром военным переводчиком. Тема раскрыта глубоко, детективная канва в целом нормальная. И, главное, ситуация для меня близкая – там расписаны судьбы выпускников моего родного Военного института, готовившего переводчиков для всех горячих точек планеты. Советские времена, борьба двух сверхдержав – эх, молодость…

Забавные произведения пришли, откуда не ждали. «Чёрная Акула» (1993) – рекламный фильм про возможности вертолёта огневой поддержки КА-50. Получилась душеподъёмная история про то, как новейший русский вертолёт сотнями кладёт злых моджахедов. Настолько споро это получается, что аж сердце в предвкушении сжимается – ну шарахни ещё, ну хотя бы сотню-другую в дополнение уложи. И ведь укладывает!

В роли спецназовца ГРУ снялся легендарный спецназовец, Герой Советского Союза генерал Востротин…

Вышло несколько любопытных лент про чеченскую войну.

«Кавказский пленник» (1996) Сергея Бодрова не слишком впечатлил. Он вроде в традиции русского военного кино и литературы. Такая перелицовка рассказа Льва Толстого «Кавказский пленник». Но чего-то не хватает для того, чтобы проникнуться. Хотя снято отлично.

«Блокпост» (1998) Рогожкина тоже не произвёл впечатления. Вроде хорошо, реалистично, но всей полноты тягостного напряжения и безысходности Первой Чеченской не доведено. Фильм каким-то натужным психологизмом страдает. Он про войну вообще, абстрактную, а не про Первую Чеченскую с её солдатским героизмом и политическим предательством, которая достойна более глубокого проникновения в те реалии.

Новое российское кино про войну и армию: свобода деградации

Гораздо ближе пришлись «Грозовые ворота» (2006). При некоторой наивности, попадание в тему чеченской войны есть. Клише, штампов, натягиваний, беспомощных изображений боевых действий – немало. Но солдатский воинский дух в противостоянии с озверелыми чеченскими бандитами передан на пять баллов. Отлично артисты отыграли, тот же Пореченков, Краско. И даже мерзавец, подавшийся позже в бандеровцы, нормально отметился, паскуда.

Врезались в память деловым тоном знающего свою работу человека произнесённые слова командира: «Черте что творится. Духи в окопах». И он, не колебаясь, вызывает огонь на себя – а это стопроцентная гибель.

И ещё – это добрая память о псковских десантниках Шестой роты. Ребята полегли в тот страшный бой почти в полном составе. Но в лучших традициях героев Великой Отечественной не пропустили через свои позиции бандитов. Хороший фильм…

На тему подвига шестой роты Псковской дивизии ВДВ были фильмы «Прорыв» (2006), «Русская жертва» (2008), сериал «Стреляющие горы» (2010). Тоже вроде вполне приличные…

Сериал «Честь имею» (2004) – про профессиональных офицеров спецназовцев, уничтожающих в Чечне террористов и сросшихся с войной. Нормально, вроде, и по делу…

Фильм «Живой» (2006) Андрона Кончаловского – как все его фильмы какой-то мутный и шибко заумный. Про погибших на Чеченской войне. Больше эпатажа, чем сочувствия и патриотизма…

«Марш-бросок» (2003) – простенький фильм, выдержанный в лучших традициях военной пропаганды, но смотрится вполне оптимистично и лихо…

«Мужская работа» (2001) Т. Кеосаяна – сериал, вроде вполне смотрибельный, про друзей-военных, оказавшихся по разные стороны баррикад…

Чистилище (1997). С Нагиевым в роли главного чеченского бандита. Фильм – якобы истинная правда о взятии Грозного. Снимал небезызвестный журналист и охальник Невзоров, тогда ещё притворявшийся патриотом, но уже, как мне кажется, поехавший крышей на почве крови и кишок.

Фильм получился мерзостный – он не о солдатах и войне, а о вываленных наружу внутренностях. Есть удачные моменты, но все перебивает какое-то маньячное смакование и любование отрубленными частями человеческого тела. Невзорову неплохо бы доктору показаться, хотя диагноз шизофрения ему давно поставили. Иногда кажется, что он сам чистый маньяк – с таким смаком он ещё в «600 секундах» двигал репортаж о людоеде, готовившем суп из своих жертв, притом суп показывали в подробностях и с гастрономическим интересом.

В общем, фильм дерьмовый. Здоровым людям смотреть не нужно – вполне можно после этого стать нездоровым…

Про армейские будни, как мне кажется, лучший фильм – «72 метра» (2004). Про тяжёлый и опасный труд подводников. Про офицерскую честь. Трагичный и смешной. Великолепного капитана подводой лодки Янычара очень органично сыграл Краско.

Снято по блестящим рассказам офицера-подводника Покровского. Есть просто потрясающие сцены.

После развала СССР хохлы заставляют принимать подводников новую присягу. Политработник перед строем заводит вечную самостийную песню:

«Свершилась вековая мечта украинского народа. Теперь мы свободны. Нам, гражданам Свободной Украины, принадлежит это море, это солнце и земля. Нам теперь не нужно быть чужой житницей и кормить голодного, ленивого и пьющего старшего брата».

Офицер – украинец по национальности, отказывается от счастья повторной присяги. И политработник обиженно шепчет ему:

«Мыкола, мы же договорились. У тебя здесь сад, огород. Ты их хочешь променять на полярные сопки? Твои же дети рахитами вырастут».

Не уговаривает – честь морского офицера дороже сада и сала. А Янычар уводит строем не предавших советскую присягу моряков под звуки марша «Прощание славянки».

Сильнейшая сцена, просто до слез…

Появились в разгар чернушества и бытовые обличительно-гнусненькие фильмы про нашу армию.

«Анкор, еще анкор!» (1992) – комедия, жизнь советского военного городка 1946 года. Довольно чернушно, без видимого пиетета к профессии военного, зато с приличной грязью – кто кому изменял, какие дебоши закатывал. Может, и реалистично, но противно. Хоть и считается чуть ли не классикой.

К такой же чернухе можно отнести «Граница: Таёжный роман» (2000). Совершенно дикая жанровая смесь. Там и военный городок с его бытом, и невменяемый криминал, и сопливая мелодрама. Служивый народ показан с какой-то скрытой неприязнью, среди него полно аферистов и карьеристов, какие-то безумные события происходят. Эталонная чепуха с Гуськовым в главной роли, который сыграл тоже главную роль в упомянутом уже фильме «Четыре дня в мае» про изнасилование немок советскими военными. Нравится ему гнид в гнидных фильмах изображать…

Новое российское кино про войну и армию: свобода деградации

Ещё один «Прорыв» (1992) – бодренький боевичок про погранвойска, пресечение контрабандной переброски наркотиков через границу. Снят в старых советских традициях. Клеветы и грязи не замечено…

Поделиться: