Коляда – встреча молодого солнца в день солнцеворота 25 декабря. Как отмечали главный народный праздник года?
Один из самых главных годовых праздников славян – зародившись еще в дохристианские времена, он один из немногих дошел до наших дней, хоть и был со временем вписан в иной контекст и оказался приуроченным к новому празднику – так появились «колядки». Но даже сквозь века и призму иных смысловых наслоений все равно отчетливо проступает его древняя изначальная сущность – приветствие нового растущего Солнца и ключевая поворотная точка года.
Какого числа праздновали Коляду?
Ответ, когда наши предки праздновали Коляду, исходит из самого смысла праздника. Это один из 4-х главных солярных праздников года, которые были жестко привязаны к точкам солнцестояний и равноденствий и при этом в образном плане соответствовали разному «возрасту» солнца в годичном цикле – от ребенка до старика. Обратите внимание, что это не 4 разных божества – все это то же самое единое Солнце (по сути, главное и единственное божество славян) – только в разные жизненные циклы ему соответствовали разные названия:
Коляда: 21/25 декабря – зимнее солнцестояние/солнцеворот – световой день начинает увеличиваться – чествование молодого народившегося Солнца в образе ребенка;
Ярило: 21-22 марта – весеннее равноденствие – день становится могущественнее ночи – мужские энергии выходят на первый план, а женские сворачиваются (символическое сжигание чучела Старухи Зимы на Масленицу) – чествование юного ярого Солнца в образе юноши;
Купало: 21-22 июня – летнее солнцестояние – наивысшая точка света – самый длинный световой день – чествование зрелого Солнца в образе мужчины на пике его могущества.
Хорс/Авсень: 21-22 сентября – осеннее равноденствие – солнце старится, угасает – световой день уменьшается – женские энергии становятся важнее мужских и более проявлены (отсюда акцент на праздники урожая, чествование Матери Земли/и впоследствии Рождение Богородицы) – дань уважения уходящему Солнцу в образе Старика.
Виктор Корольков. Времена года
Тут следует обратить внимание на то, что зимнее солнцестояние начинается 21 декабря, однако, примерно 3 дня солнце как бы «стоит на месте» – световой день не увеличивается и не уменьшается. И только 25-го декабря начинается ощутимое прибавление светового дня. Именно эта символическая точка, когда свет как бы начинает возрождаться, т. е. побеждать – и есть дата древнего праздника. Скорее всего, именно в этот день в древности отмечали и сам Новый год (не в марте и не в сентябре – это все уже поздние передвижения точки отсчета, не имеющие такого сакрально смысла).
В этот день, когда светило поворачивалось от зимы к лету, и световой день начинал увеличиваться, наши предки восхваляли Коляду – молодого сына Даждьбога в образе младенца или крепкого юноши со светлыми волосами и мечом в руках. Этот божественный ребенок олицетворял молодое Солнце и символизировал начало нового годового цикла жизни. Таким образом, этот праздник знаменует собой поворот, уход от всего старого, отжившего, и приход всего сильного, молодого и нового. Коляда – это очередное (и вечное) возвращение света, возрождение и торжество Солнца над Тьмою.
После солнцеворота начинался длительный период празднеств и гуляний, продолжавшийся порядка 2 недель. Вероятно, в древности каждый день был наполнен собственной обрядовой частью и смыслом, но сейчас эти знания утеряны и сохранилась лишь информация о достаточно продолжительном сроке гуляний (колядкИ, святкИ, святочные гадания и проч.)
«В этом переходе от постепенной утраты к постепенному возрастанию светоносной силы солнца предки наши видели его возрождение или воскресение (=возжжение солнцева светильника) и в честь столь радостного события, совершавшегося в небе, зажигали по городам и селам костры. Так как около того же времени христианские правила установили праздновать Рождество Спасителя, называемого в церковных песнях „праведным солнцем, пришедшим с востока“, то древлеязыческий праздник рождающемуся солнцу и был приурочен к Рождественским святкам.»
(А. Н. Афанасьев. Поэтические воззрения славян на природу, Том 3).