Русское Агентство Новостей
Информационное агентство Русского Общественного Движения «Возрождение. Золотой Век»
RSS

Как Россия восхитила и шокировала Европу

, 12 мая 2024
2 085
15 апреля 1900 года в Париже открылась Всемирная выставка. Европейцы были восхищены и шокированы российскими экспонатами, не имевшим аналогов в мире – от электровозов до холодильников и фенов, и почувствовали себя отсталыми...

 

 

 

Российская экспозиция на Всемирной выставке в Париже – грандиозный фурор 1900 года

Французский министр промышленности и торговли Мильеран назвал российскую экспозицию на Всемирной Выставке 1900 года в Париже «наиболее интересной приманкой на парижском празднике труда». Как филигранный сплав искусства и технологий из России потряс иностранную публику и развеял стереотипы о нашей стране.

Всемирная выставка 1900 года в Париже грандиозный международный праздник прогресса и цивилизации, состоявшийся на рубеже двух веков. Французы готовились к нему долго и с размахом. Специально к этому событию были построены: Эйфелева башня, мост Александра III, новые дворцы, площади и вокзалы. 35 государств, одним из которых была Российская империя, создали на территории выставки национальные павильоны.

Какие же достижения демонстрировала «лапотная», по мнению многих европейских обывателей, Россия? До этих пор для иностранцев традиционными российскими «атрибутами» были: тройки, берестяные туеса да медведи. Российская экспозиция, которую министр промышленности и торговли Мильеран назвал «наиболее интересной приманкой на парижском празднике труда», взорвала стереотипы и произвела настоящий фурор.

Как Россия восхитила и шокировала Европу

Русский павильон в Париже на Всемирной выставке 1900 года.

Топографическая карта Франции из драгоценных камней

В Компьеньском дворце во Франции хранится шедевр, вызвавший в свое время у посетителей парижской выставки бурю восторженных эмоций. Это карта, представляющая собой мраморную доску толщиной 8 см и площадью в 1 квадратный метр, на которой мозаикой набраны 86 департаментов Франции.

Для их обозначения использовались уральские яшмы, агат, авантюрин, нефрит, сердолик и другие камни. Элементы пришлифовывались настолько плотно и тщательно, что границы между ними были практически незаметны. Отметками городов служили уникальные уральские самоцветы – красный турмалин, аквамарин, александрит, хризоберилл, топазы, изумруды, дымчатый горный хрусталь. Названия городов выполнялись золотом, а реки и озера обозначались платиной. Из золота были изготовлены штифты, предназначенные для крепления к основанию самоцветов и платиновых элементов.

Как Россия восхитила и шокировала Европу

Топографическая карта Франции для русской экспозиции на Всемирной выставке в Париже 1900 г.

Идея создания этой карты принадлежала директору Екатеринбургской гранильной фабрики Василию Васильевичу Мостовенко. Он посчитал, что вазы и подобные им изделия не смогут произвести должное впечатление на посетителей такого грандиозного форума, и предложил в качестве альтернативы изготовить карту Франции. Управляющий Кабинетом Его Императорского Величества одобрил предложение Мостовенко. На изготовление этого уникального экспоната потребовалось 25 месяцев напряженного труда всех работников Екатеринбургской гранильной фабрики. Изготовление карты велось в три смены практически без выходных. Но, по словам Мостовенко, рабочие не жаловались, поскольку они смогли значительно улучшить свое материальное положение, благодаря щедрой оплате сверхурочных часов.

Впечатляющий общий вид, уникальные самоцветы, аккуратнейшее исполнение вызывали восхищение у посетителей выставки на протяжении всего международного форума. Шедевр, оцененный французами в 6 млн. франков, был подарен Николаем II президенту Франции. Долгое время карта выставлялась в Лувре, а в настоящее время она находится в Компьенском дворце.

Каслинское чугунное кружево

Еще один уникальный экспонат, участвовавший в Парижской выставке, ажурный павильон, изготовленный из литых чугунных деталей. Он послужил выставочной витриной для «кабинетных вещей». Общая длина составляла примерно 10 м, а высота с ажурной решеткой 5,8 м, занимаемая площадь чуть больше 91 м. Европейская общественность была поражена изяществом барельефов, красотой экспонатов, расположенных внутри павильона, скульптурой «Россия», стоявшей на входе. Композиция «Россия» выполнена в виде девушки-воительницы, держащей в руках щит и меч, по модели известного скульптора Н. Лаверецкого. На ней надет старорусский воинский наряд, а рядом расположены атрибуты царской власти.

Как Россия восхитила и шокировала Европу

Скульптурная композиция «Россия» авторства Н. Лаверецкого.

Проект павильона был разработан петербургским архитектором Баумгартеном. В барельефах, предложенных им, органично сплетались фантастические рыбы, звери, женщины-птицы, сказочные цветы.

Как Россия восхитила и шокировала Европу

Более полутора тысяч деталей этого уникального сооружения были отлиты лучшими мастерами Каслинского чугунолитейного завода. На барельефах они ставили личные клейма, что позволило ученым точно определить изготовителя каждого литого элемента. Павильон отправили в Париж в частично разобранном виде. Для сборки и обслуживания витрины в столицу Франции приехала группа заводских модельщиков и чеканщиков.

Как Россия восхитила и шокировала Европу

Каслинский павильон и его архитектор Баумгартен (справа) на выставке в Париже.

Во время посещения выставки Эмиль Лубе, исполнявший в то время обязанности президента Франции, был настолько впечатлен каслинским литьем, что предложил 2 миллиона рублей за все представленные чугунные изделия. Управляющий Кыштымскими заводами, к которым относился и Каслинский завод, поначалу согласился продать экспонаты все, кроме скульптурной композиции «России». «Россия не продается!» стоял на своем П. М. Карпинский даже после того, как Лубе повысил цену.

В итоге продажа чего бы то ни было в принципе не состоялась, и уникальная работа русских мастеров в своем изначальном виде (павильон и скульптурная композиция), заслуженно получив Гран-при, вернулась домой, где в 1921 году была пущена на переплавку, чтобы получить чугун на изготовление серийной продукции.

Как Россия восхитила и шокировала Европу

Восстановленный Каслинский павильон

Каслинские мастера тогда приложили все усилия, чтобы спасти хотя бы часть литых элементов павильона. В результате уцелело примерно 40% разрозненных деталей. Позднее павильон был отреставрирован, или, можно сказать воссоздан в Екатеринбурге по сохранившимся в архивах документам с использованием уцелевших элементов. Эти старания ученых и мастеров по достоинству оценила мировая общественность. В 1978 году Каслинский павильон был зарегистрирован ЮНЕСКО как единственное в мире чугунное архитектурное сооружение, которое находится в музейной коллекции.

Панорама Транссибирской магистрали длиной 942 м

Большинство экспонатов российского сектора Всемирной Парижской выставки оставило у искушенной европейской публики неизгладимое впечатление. Одним из них была картина длиной 942 м, написанная акварелью Павлом Пясецким по заказу руководства строительством Сибирской железной дороги. Полотно создавалось из многочисленных видов Транссибирской магистрали от Самары до Владивостока. Акварели наклеивались на тканевые ленты в определенной последовательности.

Как Россия восхитила и шокировала Европу

Панорама Павла Пясецкого

На выставке для просмотра движущейся панорамы был сооружен отдельный павильон. В нем находились три вагона салон, спальный вагон и столовая. «Пассажиры» заходили в поезд, усаживались по местам и наблюдали панораму Транссиба через окна. Для имитации тряски вагонов во время движения использовались специальные устройства.

Как Россия восхитила и шокировала Европу

Панорама Павла Пясецкого

Панорама состояла из нескольких движущихся лент, которые с определенной скоростью прокручивались с одного цилиндра на другой. Быстрее всего 300 м/минуту двигалась ближняя лента, на которой были нарисованы песок и камни. Далее располагалась полоса с кустами, которая перемещалась со скоростью 120 м/минуту. Медленнее всего 5 м/минуту двигалось акварельное полотно длиной 105 м, на котором были изображены станции и разъезды, города, сменяемые набольшими поселками, леса и горы, эпизоды стройки Транссиба. Из вагона, предназначенного для выхода, посетители попадали в Китайский павильон.

Как Россия восхитила и шокировала Европу

Панорама Павла Пясецкого

Этот удивительный экспонат получил Большую Золотую медаль, а ее автор, поразивший посетителей выставки талантом и фантастической работоспособностью, орден французского Почетного легиона.

Панораму Транссибирской магистрали, как и многие российские экспонаты легендарной Парижской выставки, после революции 1917 года ожидали долгие годы забвения. Но, к счастью, «Виды Транссибирской магистрали» были сохранены и отреставрированы. Сегодня 10 рулонов высотой примерно 50 см и длиной от 54 м до 133 м хранятся в фондах Эрмитажа, а также созданы их оцифрованные копии и выпущена книга с иллюстрациями «Сибирский путь Павла Пясецкого».

Коллекция старинных русских костюмов Натальи Шабельской

Наталья Леонидовна Шабельская, урожденная Кронеберг, с дочерьми за годы упорной и кропотливой работы собрала уникальную коллекцию старинных русских костюмов: городских, сельских, старообрядческих, купеческих. В ней были представлены всевозможные головные уборы, образцы тканей, кружева, вышивки, пряничные доски и игрушки. С середины 90-х годов началась фотофиксация коллекционных предметов одежды и их сопровождение выкройками.

Как Россия восхитила и шокировала Европу

Из коллекции русских костюмов Натальи Шабельской

Как Россия восхитила и шокировала Европу

Из коллекции русских костюмов Натальи Шабельской

В России коллекция размещалась в частном московском «Музее Старины», под который была отведена часть площади особняка Шабельских на углу Бронной и Садовой улиц. К восстановлению и классификации экспонатов, привезенных из различных губерний необъятной России, Шабельская применяла научный подход. Каждую выставочную единицу сопровождало описание с указанием губернии, а иногда уезда, в котором бытовала эта вещь.

Как Россия восхитила и шокировала Европу

Из коллекции русских костюмов Натальи Шабельской

Как Россия восхитила и шокировала Европу

Из коллекции русских костюмов Натальи Шабельской

Красота российской старины пленила жителей и гостей французской столицы. Для усиления эффекта коллекцию решили улучшить. Так, среди исторически достоверных костюмов появились парчовые и шелковые сарафаны, удивительные головные уборы «под кокошники», созданные в мастерской Шабельской. Меховые воротники из лисы с застежкой сзади и головные уборы с понизью, закрывавшей брови, показанные в Париже, в реальном обиходе также не присутствовали. В рамках экспозиции были представлены эффектные фотографии женских костюмных комплексов.

Французская печать дружно отметила, что Всемирная Парижская выставка стала триумфом российской промышленности и культуры. Фантастический итог этого международного форума, состоявшегося на стыке двух веков: экспонаты, представленные Россией, завоевали 1589 наград, из которых 212 Гран-при, 370 золотых медалей, 436 серебряных, 347 бронзовых и более двух сотен почетных отзывов.

Источник

 

 

Что показала Россия на выставке в Париже 1900 года

Сегодня мы поговорим о всемирной промышленной выставке в Париже, которая прошла с 15 апреля по 12 ноября 1900 года. За семь месяцев ее посетило более 50 миллионов человек. Летом того же года открылась первая ветка парижского метро, по всему Парижу бегали троллейбусы, трамваи, а также действовала электрическая железная дорога.

Давайте почитаем газеты тех лет:

Для Российской Империи, как самой передовой в техническом и научном потенциале державы мира было выделена самая большая экспозиция площадью 24 тысячи квадратных метров.

На участие в выставке Россия потратила больше чем все остальные европейские страны. А именно 5 миллионов 226 тысяч 895 золотых рублей. На экспонаты потратили еще три миллиона рублей.

В современных деньгах это 7 миллардов долларов.

Известный Химик Дмитрий Менделеев был вице-президентом жюри. Из 18 представленных на выставке дворцов по разным отраслям Россия не принимала участие только в одном – отделе колонизации.

На территории выставки только русские павильоны были построены из произведенного в России уникального кирпича: красного и белого. На посетителей выставки шоковое впечатление производили уменьшенная копия московского и казанского кремля.

Макет Кремля имел площадь четыре тысячи четыреста квадратных метров и самая высокая башня была высотой 47 метров.

Также в натуральную величину была построена кустарная улица с деревянными хоромами и теремами.

Весь мир с трепетом и восторгом писал об экспозиции министерства путей сообщения Российской империи:

Высшую награду выставки получил российский инженер Проскуряков за красноярский железнодорожный мост.

Как Россия восхитила и шокировала Европу

Особый фурор произвел стенд по проекту художника Плеснитского, посвященный строительству транссибирской магистрали – так называемая транссибирская железнодорожная панорама.

Газеты тех лет писали: Никто не мог осмыслить то, что мы видели в экспозиции Российской Империи. Например, точная копия поезда, в котором неизвестным нам способом, созданным художником Плеснитским для посетителей поезда создавалась полная цветная иллюзия путешествия по транссибирской железной дороге, с остановками на станциях, устроенных с абсолютным соответствием оригинальным образцам.

Публика, особенно специалисты со всего мира, поражались не имевшим аналогов в мире тепловозам и электровозам, произведенным в России.

Как Россия восхитила и шокировала Европу

Поражала весь мир российско-китайский отдел, который получил гран-при.

Все газеты писали о плодах и достижениях просвещения привнесенных Россией, данному дикому китайскому народу, не знавшему ни техники, ни культуры, ни нормального земледелия.

Поражала выкованная из рельсов пальма Мерцалова, также удостоенная гран-при.

Как Россия восхитила и шокировала Европу

Пальма, выполненная кузнецом Мерцаловымиз стального рельса без сварки и соединений, в Донецке

Ведущая газета Франции писала:

Весь мир и мы вместе с ним находимся под влиянием чувств удивления и восхищения, испытанного нами при посещении русского отдела.

В течение последних нескольких лет, российская промышленность и торговля приняли такое развитие, совершили такой рывок, который поражает всех тех, кто хотя бы отдаленно имеет возможность составить себе представление о пути, пройденном в столь короткий срок.

Невозможно представить другую державу, способную совершить хотя-бы часть того, что совершила русская наука, промышленность и культура.

Развитие это до такой степени крупное, что наводит на множество размышлений о европейской отсталости.

Так, в 12 группе российскими производителями были представлены убранство, предметы мебелирования зданий и жилищ, оконные стёкла, обои, сырье, техника производства и сами конечные продукты.

Отдельно представлена уникальная русская мебель и предметы украшения интерьера, аппараты и способы отопления и вентиляции жилищ и производств, о выпуске или создании которых, мы в центральной Европе, даже не задумывались.

Поражают воображение бытовые электроприборы: фены, бигуди, очистители пыли или пылесборники (пылесосы), гладильные приспособления, машины для стирки одежды, машины для мойки посуды, электроплиты и электрические холодильные шкафы разных размеров: от небольшой коробки до промышленных, величиной с большой городской дом.

Источник

 

 

Что показала Россия на выставке в Париже 1900 года

 

Поделиться: