Тем временем пока «Газпром» заполняет техническим газом первую нитку «Северного потока – 2». Недалеко от Сахалина продолжается строительство подводной станции по добыче газа. Ее еще сравнивают с космической. Что же между ними общего?
В морские глубины
Приходилось ли вам слышать, что самым неизученным по сей день остаётся не космос, а мировой океан? И это неспроста.
Космос считается непригодным для существования пространством. А на морском дне к отсутствию воздуха прибавляется чудовищное давление воды и высокая плотность, ограничивающая передвижения.
Строительство надводных добывающих платформ в море сопряжено с ещё большим риском. В акваториях с сильными морскими течениями, ледоходами и ветрами устанавливать платформы вовсе невозможно. Поэтому и возникла идея строить подводную добывающую станцию. А ресурсы по подводным трубопроводам доставлять на сушу.
Спуск оборудования на морское дно – Project SFERA Live
Не меньших масштабов цель поставила перёд собой команда отечественного IT-проекта SFERA. Чтобы узнать о приближающемся релизе и особенностях нового продукта перейдите по ссылке.
Проблем не избежали
В 2013 году «Газпром» ввёл в эксплуатацию первый подводный добычной комплекс на Киринском газоконденсатном месторождении в Сахалинской области (проект «Сахалин-3»). Вот его некоторые характеристики:
глубина расположения – более 100 м,
общий вес оборудования на дне – 500 т,
глубина скважин – более 3 км,
ежегодный уровень добычи газа – 5,5 млрд м³,
протяжённость газопроводов – более 50 000 м.
В 2014 году санкции помешали построить второй подводный комплекс по добыче газа на Южно-Киринском месторождении. Поставки важного иностранного технологического оборудования в Россию прекратились.
С тех пор началась разработка полностью отечественного подводного добывающего комплекса. В первую очередь понадобилось создать подводную буровую установку – это то, с чего начинается любая добыча. Буровой комплекс для проведения круглогодичных буровых работ на глубоководном шельфе арктических морей России был представлен в 2016 году.
Технология предполагает использование подводных буровых комплексов в составе подводного бурового судна (ПБС). Его рабочие глубины – от 60 до 400 м. Судно имеет запас материалов на бурение одной скважины до 3500 м. В дальнейшем они пополняются за счет автоматизированной подводной транспортно-грузовой системы контейнерных перевозок.
Электроснабжение и связь с ПБС осуществляются по подводному кабелю, а технологические операции за бортом выполняют подводные роботы.
Процесс монтажа модулей – Project SFERA Live
По оценкам экспертов, для запуска в промышленную эксплуатацию понадобится примерно 10 лет испытаний и разработок с начала финансирования. Но, на наш взгляд, немного меньше. И в конце вы узнаете, почему.
Подводное буровое судно максимально адаптировали под российские условия эксплуатации. Предусмотрена возможность экстренного всплытия в случае ЧС с проламыванием 3-метрового льда без повреждений корпуса.
Зачем плавучие АЭС?
Для энергоснабжения планируется использовать надводные АЭС типа «Академик Ломоносов». Они способны вырабатывать до 70 МВт энергии.
Использование надводной системы энергоснабжения для подводной добывающей станции
Есть проекты подводных энергетических модулей с реакторной установкой.
«Главный конструктор ЦКБ МТ «Рубин» Евгений Торопов о ходе и предварительных результатах 2-го этапа реализации проекта «Айсберг»: «Для подводного энергетического комплекса мы можем создать объект с использованием реактора, отвечающего требованием МАГАТЭ. На сегодняшний день технических и научных проблем для создания такого комплекса нет».»
Aftershock
Проект «Айсберг» предполагает создание полностью автономных технологий добычи углеводородов в арктических морях с тяжелыми ледовыми условиями.
Морская одиссея близится к концу
В 2019 году на выставке ПМГФ «Газпром» показал свой подводный добывающий комплекс.
«Серийное производство таких систем планируют запустить уже с 2020 года. Использовать их будут в том числе на шельфовых проектах в Арктике.
Комплекс подводной добычи углеводородов представляет собой несколько скважин, оборудованных подводной фонтанной арматурой, газосборными трубопроводами и единой системой управления. От скважин газ поступает к манифольду (сборный пункт) и далее по основному газопроводу доставляется либо на морское технологическое судно, либо сразу на берег на установку комплексной подготовки газа».
ПолитЭксперт
Разработка велась совместно с предприятиями военно-промышленного комплекса. В сентябре 2020 года «Алмаз-Антей» запустил разработку и производство оборудования для подводной добычи углеводородов и компримирования природного газа. Ресурсные испытания проводились в течение года. Запуск серийного производства намечен на 2021 год.
Предприятия ВПК намерены довести долю гражданской продукции в производстве до 50%. «Алмаз-Антей» – одно из крупнейших объединений оборонно-промышленного комплекса. В его состав входят больше 60 НИИ, в которых работают свыше 130 тыс. человек.
«Концерн проводит масштабную работу по развитию и адаптации своих производственных мощностей для производства высокотехнологичной продукции в интересах ТЭК».
Потребность в подводных добывающих системах в России к 2035 году составит 400 единиц. Это самое перспективное направление по добыче углеводородов. Ведь 13% запасов нефти и 30% запасов газа сосредоточено в Арктике. Без обеспечения потребителей газом сегодня не будет и «зелёной» энергетики завтра. А между тем чуть меньше 50% кладовой так или иначе принадлежит РФ.
Не окажутся ли другие страны, владеющие технологиями подводной добычи, в положении Робинзона, который сидел с сундуком золота на безлюдном острове. Но это тема для отдельной статьи...