«Наступление ФСБ» – борьба кланов или начало «Большой чистки»?
Обыски у главы Федеральной таможенной службы Андрея Бельянинова – очередной эпизод в серии громких дел, в которых ФСБ играет ведущую роль, а следственные действия затрагивают бывших и действующих силовиков. Эксперты связывают это с усилением позиций ФСБ по сравнению с другими силовыми ведомствами, в частности – Следственным Комитетом...
Сплотившаяся ФСБ ... становится одним из доминирующих игроков, а её Управление Собственной Безопасности, курирующее «чистки» во властных структурах, «постепенно трансформируется в службу собственной безопасности Путина».
ЭТАПЫ БОЛЬШОГО ПУТИ
Сахалин
В чём суть дела
Под следствием оказалась местная компания «Энергострой» – подрядчик при строительстве блока Южно-Сахалинской ТЭЦ. Расследованием занималось местное управление ФСБ. По данным «Коммерсанта», после того, как компанию уличили в махинациях, её представители попытались помешать следствию. А именно – добиться перевода главы УФСБ, генерала Игоря Стручкова.
Они нашли в Москве посредников, близких к ФСБ, и попытались договориться. На взятки, по данным следствия, предприниматели готовы были потратить $2 млн. Однако в итоге, и представители компании, и посредники были арестованы. Позднее под арестом оказался и губернатор Сахалинской области Александр Хорошавин: его обвинили в получении «отката» от «Энергостроя» при заключении контракта на строительство блока Южно-Сахалинской ТЭЦ.
Кого это затронуло
Главу управления «М» ФСБ, полковника Владимира Заречнева. Кроме того – бывшего офицера ФСБ Константина Уварова и сына одного из высокопоставленных сотрудников ФСБ Валерия Михеева. Первого (управление «М», которое возглавлял Заречнев, входит в состав Службы экономической безопасности ФСБ и отвечает за борьбу с коррупцией в силовых структурах) предприниматели просили помочь в отстранении главы сахалинского УФСБ. Двое других, по данным следствия, выступали посредниками.
Заречнева арестовали. Его обвинили в «обещании посредничества при взяточничестве». Позднее ФСБ задержала и одного и посредников. Другому удалось скрыться.
Арест Заречнева стал одним из ударов по Службе экономической безопасности ФСБ. Между ней и УСБ (Управлением Собственной Безопасности), как писала глава аналитического департамента Центра политических технологий Татьяна Становая, шла позиционная борьба. После серии скандалов руководство службы подало в отставку, её возглавил бывший глава УСБ Сергей Королёв.
Воры в законе
В чём суть дела
Оно связано с перестрелкой в московском ресторане Elements. Подоплёка – конфликт между хозяйкой заведения и дизайнером из-за денег. Первая, по данным следствия, обратилась за помощью к бывшему сотруднику полиции Эдуарду Буданцеву, вторую поддержали представители группировки вора в законе Захария Калашова (Шакро Молодого) – в частности, криминальный авторитет Андрей Койчуков (Итальянец) и Эдуард Романов. После «разборки» Койчуков и Романов были арестованы, Буданцев – отправлен под домашний арест.
На этом история не закончилась. По версии ФСБ, Калашов попытался освободить соратников. Его люди вышли на представителей СК и вроде бы договорились о сделке. Они выплатили аванс в $1 млн. (общая сумма, по некоторым данным, должна была составить $5 млн.). После этого дело Койчукова и Романова было переквалифицировано, что позволило освободить их из-под ареста.
Однако, вслед за этим их вновь задержали сотрудники ФСБ. Вскоре после этого были задержаны и высокопоставленные представители СК. Предполагаемый организатор подкупа, Захарий Калашов, также оказался под стражей.
Кого это затронуло
Заместителя начальника главного следственного управления СК по Москве Дениса Никандрова (упомянутый $1 млн. якобы получил именно он). Кроме того – руководителя управления собственной безопасности Александра Ламонова и начальника управления межведомственного взаимодействия Михаила Максименко. Последнего относят к ближайшему окружению главы СК Александра Бастрыкина.
Денис Никандров
Все трое фигурантов арестованы. Вину они отрицают. При этом СК, по сути, отказался защищать арестантов. Официальный представитель комитета Владимир Маркин назвал их «так называемыми коллегами».
Эксперты увидели в этом ослабление позиций руководства СК. В прессу также попала информация, что руководство УСБ СК может быть заменено выходцами из ФСБ.
Реставрация
В чём суть дела
Его фигурантами стали чиновники Министерства культуры, в том числе – заместитель министра Григорий Пирумов. Их заподозрили в присвоении денег, выделенных из бюджета на реставрацию объектов культурного наследия. Среди прочих – Новодевичьего монастыря и Изборской крепости. Расследованием занялось ФСБ.
Григорий Пирумов
В Изборске, в частности, на реставрацию крепости было выделено около 300 млн. рублей. Контракт выиграла питерская компания «Балтстрой», псковскую компанию, предложившую выполнить его за меньшую сумму, отстранили от конкурса по формальным основаниям. Работы в итоге были выполнены с недостатками: так, рабочие брали воду для раствора из ближайшего водоёма, из-за этого штукатурка позднее покрылась плесенью.
По данным следствия, из почти 300 млн. рублей, выделенных на реставрацию, в действительности на работы могло было потрачено меньше половины. Остальное могло быть присвоено.
Кого это затронуло
Формально – высокопоставленных чиновников Минкульта. Однако дело рассматривали и в другом контексте. Среди прочих в скандал оказался вовлечён питерский миллиардер, совладелец холдинга «Форум» (в него входит компания «Балтстрой») Дмитрий Михальченко (его допросили по делу о хищениях, но обвинений не предъявили, позднее он был арестован по другому делу – о контрабанде).
Пресса утверждала, что ему якобы покровительствует начальник Федеральной Службы Охраны Евгений Муров. По данным «Новой газеты», «Балтстрой» активно получал заказы у подведомственного ФСО предприятия – ФГУП «Атэкс». Издание тогда отмечало, что экономический кризис в России обостряет борьбу за ресурсы. Что касается, в том числе, неофициальных рынков и их кураторов в силовых структурах.
Евгений Муров был уволен в конце мая 2016 года. Формально он достиг пенсионного возраста. Однако неофициально отставку главы ФСО связывали с делом Минкульта.
Таможня 1
В чём суть дела
Оно связано с контрабандой элитного алкоголя. По данным следствия, его закупали на аукционах в Европе, переправляли в порт Гамбурга, а затем – в Россию. Ввозили его по подложным документам – под видом строительного герметика. В двух контейнерах, вскрытых ФСБ, было найдено алкоголя примерно на €3 млн., в том числе – несколько сотен бутылок коньяка Courvoisier 1912 года.
В контрабанде заподозрили питерского бизнесмена, совладельца группы «Форум» Дмитрия Михальченко (имя которого уже упоминалось в связи с делом Минкульта), совладельца компании «Контрейл Логистик Северо-Запад» Анатолия Киндзерского и гендиректора Юго-Восточной торговой компании Илью Пичко (все трое были задержаны сотрудниками ФСБ). В причастности к этой схеме подозревают и сотрудников таможни.
Кого это затронуло
Дело Михальченко ударило по руководству ФТС. Хотя какие-либо обвинения Андрею Бельянинову не предъявлены (формально он считается свидетелем), а слухи о его отставке официально не подтверждены, после показательных обысков он едва ли сохранит свой пост. Поводом для них, по неофициальным данным, стали показания Анатолия Киндзерского – одного из фигурантов дела о контрабанде алкоголя. Последний якобы заявил, что его компания получила особый статус благодаря помощи Сергея Лобанова – бывшего советника главы ФТС.
Таможня 2
В чём суть дела
Второе дело таможни – о взятке в 2 млн. рублей за оформление грузов компаниями-импортёрами. Деньги были переданы в декабре 2015 года бывшему представителю ФТС Вячеславу Наумову. Однако он, как предполагается, выступал лишь посредником. Помимо него в деле фигурировали имена сотрудников ФТС и ФСБ.
Кого это затронуло
В дело о взятке оказались вовлечены оперативник Главного управления по борьбе с контрабандой ФТС Павел Смолярчук и начальник 7-го отдела (который курирует таможню) управления «К» СЭБ ФСБ Вадим Уваров. В отношении Уварова в конце 2015 года поступило заявление в УСБ ФСБ от некоего Бориса Авакяна – сотрудника управления Росреестра по Санкт-Петербургу. Он утверждал, что представитель ФСБ предлагал покровительство ряду питерских фирм, занятых таможенным оформлением – в обмен на крупную взятку.
Деньги позднее были переданы посреднику под контролем УСБ ФСБ. Уварова и Смолярчука допросили. В их управлениях прошли обыски (что, по неофициальной информации, вызвало возмущение тамошнего начальства). Обвинения Вадиму Уварову, по имеющимся данным, предъявлены не были, по делу он проходит как свидетель. Однако скандал отразился на Службе Экономической Безопасности ФСБ. В начале июня глава управления «К» Виктор Воронин, под началом которого работал Уваров, подал в отставку – её связывали именно с делом о взятке.
Таможня 3
В чём суть дела
В последние месяцы по силовым органам как будто прошёлся каток: одни структуры ликвидированы, другие сменили начальников, третьи теряют влиятельных сотрудников, оказавшихся на скамье подсудимых. Есть ли во всём этом хоть какая-то логика? В чём политический смысл происходящего? Уж не теряет ли Путин контроль над своими «воинами»?
По имеющейся публичной информации о деле Бельянинова, за операцией опять стоит Управление Собственной Безопасности ФСБ.
В последнюю пару лет это влиятельное подразделение, кажется, вышло из берегов. Именно его глава (перешедший теперь на пост руководителя Службы Экономической Безопасности ФСБ) Сергей Королёв курировал все резонансные дела: губернаторов Сахалинской и Кировской области, республики Коми, мэра Владивостока, дело бизнесмена Михальченко, аресты генералов СКР. Теперь к этому добавляется и ФТС.
Однокурсник Путина в ЛГУ (Бастрыкин) сдаёт своих подчинённых, сослуживец Президента по ГДР (Бельянинов) предстаёт перед страной жалким воришкой – кажется, не осталось больше никаких приличий.
Ещё более масштабная история – о масштабной контрабанде различных товаров, к которой, по утверждению некоторых СМИ, могут быть причастны сотрудники ФСБ и ФТС. Недавнее расследование РБК упоминало в таком контексте российско-турецкую транспортную компанию ULS Global. По данным источника, её таможенные декларации свидетельствуют, что в 2014-2015 годы она, в частности, доставляла грузы на миллионы долларов фирмам с несуществующими реквизитами (в самой компании уверяют, что не имеют отношения к отправителям и получателям грузов). Сообщалось также, что в Усть-Луге – по инициативе УСБ ФСБ – пару месяцев назад был задержан груз контрабандной одежды, доставленный паромом ULS.
Питерский бизнесмен, владелец транспортной компании «Логис-Транс» Дмитрий Зарубин, арестованный в конце 2015 года по обвинению в уклонении от уплаты таможенных платежей (сам он считает это происками конкурентов), утверждал, что транспорт ULS – автомобили, самолёты и паром – активно использовался для контрабанды. По его словам, действовала схема «перегруз» – с подменой товара (например, дорогой одежды или электроники) на таможне (например, на щебень) и его последующим фиктивным оформлением. Арестованный бизнесмен заявлял, что контрабандистам покровительствовали представители Службы Экономической Безопасности ФТС и Службы Экономической Безопасности ФСБ.
Кого это затронуло
Уваров и Смолярчук упоминались и в этой истории. Ещё в середине марта 2016 года, до ареста Михальченко, в прессу попало некое письмо (автор указан не был), адресованное президенту РФ, а также руководству ФСБ и СК. В нём утверждалось, что упомянутые силовики вместе с совладельцем ULS Игорем Хавроновым создали «коррупционную вертикаль» для незаконного ввоза в РФ турецких товаров. Позднее была опубликована переписка, которая может свидетельствовать о покровительстве ULS со стороны Смолярчука и Уварова (сообщалось, что её предоставил ФСБ один из бывших партнёров компании).
Это могло стать одним из факторов, повлиявших на отставку руководства СЭБ – к началу июня рапорты об увольнении написали как глава самой службы, так и начальники ключевых управлений. «Руководители всего экономического блока ФСБ покидают ведомство. Все они уже давно были на местах, возрастные. Но, конечно, причины отставки не в этом, – отмечал источник «Росбалта» в спецслужбах. – У СЭБ обострились отношения с УСБ, стали возникать скандальные истории, которые перерастали в уголовные дела…»
Теперь конфликт, вероятно, можно считать исчерпанным.
«Враждовавшие между собой УСБ и СЭБ перешли под единый контроль упомянутого уже Королёва (бывшего главы УСБ)», – отмечает Татьяна Становая.
Сплотившаяся ФСБ, по её словам, становится одним из доминирующих игроков, а её управление собственной безопасности, курирующее «чистки» во властных структурах, «постепенно трансформируется в службу собственной безопасности Путина».
Бешеный мерседес Золотой молодёжи
Зачем сделали ФСБ-заезд на «Гелендвагенах»?
Власть кланов: Почему стреляли в Чайку?
Более подробную и разнообразную информацию о событиях, происходящих в России, на Украине и в других странах нашей прекрасной планеты, можно получить на Интернет-Конференциях, постоянно проводящихся на сайте «Ключи познания». Все Конференции – открытые и совершенно безплатные. Приглашаем всех просыпающихся и интересующихся…