Противолодочная авиация России сейчас переживает не самые лучшие времена, хотя положительная тенденция всё же присутствует в виде модернизации таких машин, как Ил-38 до уровня «Н». Однако ВМФ нужно гораздо больше аналогичных самолётов, и на ум сразу приходит проект Ил-114МП, по которому, кажется, начались некоторые подвижки.
На фото Ил-114ЛЛ – летающая лаборатория от предприятия "Радар-ммс". Хорошо видны элементы ППК "Касатка".
Есть у нас в стране такой самолёт, как Ил-114. Машина не новая, первый полёт ещё в 90-м году совершила, однако примерно тогда же была свёрнута и законсервирована в количестве около 2-х десятков – в строю осталось лишь 2 единицы. Так вот, несколько лет назад 114-му дали новую жизнь и в 2019 году он совершил первый полёт, но уже в несколько изменённом варианте – главным отличием обновлённой версии стало исключительно отечественное оборудование, без привязки к экспорту. Как мы знаем – это один из главных критериев, на которые смотрят в Минобороны, что их в принципе и заинтересовало. Так появился проект Ил-114МП, что переводится как морской патрульный. Создаётся самолёт в интересах Морской авиации ВМФ для замены Ил-38 и Ту-142, производство которых свёрнуто ещё в прошлом веке, а значит и поддержка машин в пригодном состоянии всё сложнее и дороже. Тут новинка от КБ Ильюшина пришлась как нельзя кстати – недорогая, неприхотливая, экономичная и, что немало важно, способная долго барражировать далеко от берега.
На фото проект Ил-114МП, разрабатываемый в интересах Минобороны. Такой вариант довольно сильно отличается от Ил-114ЛЛ.
С первым элементом разобрались, идём дальше. Вторая составляющая – поисково-прицельный комплекс «Касатка», который в несколько ином виде уже используется в таких структурах, как МЧС. Разработка ведётся предприятием «Радар-ММС» с 2007 года, а в 2015 появилась первая летающая лаборатория – Ил-114ЛЛ. Преимуществ у новой разработки масса, все не перечислить, отметим лишь основные. Во-первых, комплекс модульный. В зависимости от задач его можно поставить хоть на вертолёт (это также важно для ВМФ в первую очередь). Соответственно, чем больше машина, тем больше возможностей и наш Ил-114 подходит идеально. Во-вторых, внушительные возможности бортовой электроники. Она способна не только искать подводные и надводные цели, но также в состоянии обнаружить малозаметные низколетящие цели, ну то есть ПКР и другие крылатые ракеты, а также выполнять роль командного центра во время выполнения различных операций – в современной войне это крайне важный параметр. Ну и в-третьих, у ППК так называемая открытая архитектура, что позволяет интегрировать без изменений конструкции новые модули, при необходимости.
На фото места операторского состава.
Согласно открытым источникам, радиолокационный элемент «Заря» в составе ППК способен обнаружить корабль на дистанции до 300 километров, но, возможно, эти данные устарели и в состав «Касатки» сейчас входит более чувствительное оборудование. Также на борту присутствует многоканальная оптико-электронная система. За поиск подводных целей отвечает система гидроакустических буёв – на борту самолёта находится до 96 таких буёв, что довольно внушительно для столь малых габаритов. Однако поиск целей не единственная задача Ил-114МП – мало обнаружить цель, её надо уничтожить и для этого имеется целый арсенал. Первое, что необходимо отметить, так это крылатые ракеты Х-35У с дальностью почти 300 километров. Они идут уже штатно, в отличие от предшественников, и способны разобраться с любым кораблём, водоизмещение которого не превышает 5000 тонн. Для целей покрупнее потребуется больше ракет. А второе – новинка для ВМФ АПР-3М. Новейшая авиационная торпеда, способная достать любую подлодку на глубине до 800 метров, на которой наши вероятные противники не ходят. Серийно производится с 2019 года.
Применение авиационных торпед АПР-3М, а также хорошо видны Х-35У. Эти пкр можно применять и по сухопутным целям, что ещё больше расширяет функционал патрульного самолёта.
И переходим к самому интересному. Стало известно, что «Касатка» на данный момент устанавливается на один из самолётов МО для прохождения опытной эксплуатации, о чём ещё год назад говорили без особого энтузиазма.