Авиапромышленность – это комплекс множества производств и учреждений, работающих даже на создание одного самолёта в процессе от появления первого чертежа до становления его на крыло:
- конструкторские бюро по направлениям: планер, силовая установка, радиоэлектронное обеспечение, авиационное оборудование, системы безопасности;
- научно-исследовательские институты по созданию и испытанию новых авиационных материалов, композитов особой прочности, жаропрочных сталей для двигателестроения;
- нроектные мощности по созданию самих летательных аппаратов различного назначения от малой до стратегической авиации;
- лётно-испытательные центры;
- лётно-технические учебные заведения.
И это еще далеко не полный список того, что включает в себя авиапромышленность. Многие из нас привыкли к тому, что авиация – это самолёт, стюардесса и экономия времени в пути, но это маленькая толика того, что скрывается за всем этим.
Вернемся на минуту во времена СССР, когда наше государство, имея суверенитет, обладала всем этим потенциалом. Я не буду сейчас сравнивать, чьи самолёты лучше наши или западные, речь не об этом. Но имея мощную авиационную промышленность, наша страна в том числе имела огромное влияние на остальной мир. Примерно 40% самолётов в мире были советскими, согласитесь, это просто огромная цифра. Вся продукция авиапромышленности имеет двойное назначение, в военное время пассажирские самолёты становятся транспортными.
А теперь задумайтесь: при возникновении военного конфликта с Западом долго будут летать оставшиеся у нас Боинги и Аэрбасы? А заменить их пока особо нечем: Суперджет больше чем наполовину из импортных составляющих. Кризис с МС-21 показал, что и он импортозависим. Что же тогда делать?
Всё гениальное просто. Нужно строить самим, чтобы в «голодный год» не бегать к соседу, а брать у себя.
Помнится, Путин не так давно обещал России 25 миллионов высокотехнологичных рабочих мест. Так вот, восстановление отечественной авиапромышленности и даст их. Кроме того ВВП будет расти двузначными цифрами. Не думаю, что я первооткрыватель этой идеи, наверняка многие специалисты от авипрома давно стучат в двери правительства. Только воз и ныне там.
Беда в том, что многие, в том числе наши высшие руководители и министры, видят в государстве некую корпорацию, главной функцией которой является получение прибыли. Но это совершенно не так. Прибыль – это прерогатива частной формы бизнеса, государство такими категориями мыслить не имеет права, иначе его сожрут соседи по планете.
Тогда что нужно ставить во главу угла? Безопасность государства в самом широком смысле: и продовольственная, и энергетическая, и транспортная и прочая. И поэтому рассуждать, что надо купить Боинг, потому как часовой расход топлива у него меньше, чем у Ту-154 – даже не глупость и не халатность.
Напомню, в советские времена если показатели надоя молока падали, то председателя песочили в райкоме, а вот если он ради соцрезультатов пускал стадо под нож, чтобы закрыть показатели по мясу, то к нему приходили сотрудники из КГБ. Потому как это касалось уже продовольственной безопасности.